Малый Трехсвятительский переулок. Прогулки по Ивановской Горке

Малый Трехсвятительский переулок. Прогулки по Ивановской Горке
Малый Трехсвятительский переулок. Прогулки по Ивановской Горке
Храм Трех Святителей на Кулишках
Следующим местом, куда мы заглянем, будет небольшая живописная, но маленькая церковь, которая находится на углу Малого Трехсвятительского переулка и Хитровского переулков. Называется данная церковь – Храм Трех Святителей на Кулишках. Церковь возвели в 1406г., а поставлена она при резиденции митрополитов, которая располагалась за городом. Рядом с храмом находились конюшни великих князей, и носила церковь тогда имя Флора и Лавра (покровители лошадей на Руси).
В 1547 году случился пожар, и великокняжеские конюшни перенесли в Чертолье, ныне это район возле метро «Кропоткинская», позже там был Колымажный двор, а церковь стала называться «что у старых конюшен». В период с 1669-1674 гг., деревянную церковь обнесли камнем, а престол освятили во имя трех святых святителей – Василия Великого, Иоанна Богослова, Григория Богослова, приделу оставили старое название (Флора и Лавра).
 
Церковь перестраивалась множество раз. Поначалу церковь имела красивый кирпичный декор, но он был стесан примерно в период с 1770 по 1780 года. В 1901 году здание обновилось и приобрело далеко выдвинутые передние абсиды. В период правления коммунистов, в 1927 году церковь закрыли, но разрушать не стали, сделали жилой дом. Впоследствии, здание церкви использовалась как филиал студии «Диафильм». В 1970ых гг. церковь стали реставрировать, но богослужения начались только в 1996 году. Сейчас храм имеет воскресную школу, проводит регентские курсы, а так же при храме есть школа православной семьи. Хитровский переулок переходит к уже знакомому нам Подколокольному переулку. Название данный переулок получил от знаменитой Хитровки, а в советское время его назвали во имя Максима Горького. Мясницкая полицейская часть расположилась в доме №4 после 1812 года, так же можно увидеть остатки некогда большой усадьбы Остермана, правда, сейчас туда попасть нельзя – там находиться пожарная часть и общежитие для военных. Деревянная пожарная каланча находилась над домом, в 1925 году ее хотели оставить как памятник былого быта, но по некоторым причинам решили убрать. В данной полицейской части находился под арестом А.В.Сухово-Кобылин (годы жизни – 1817-1903), по подозрению в убийстве своей любовницы из Франции – Луизы Симон Деманш. Находясь под стражей, писатель создал самое свое лучшее произведение – «Свадьба Кречинского».

Прогулки по Ивановской Горке

Большой Спасоглинищевский переулок

Большой Спасоглинищевский переулок. Продолжение

Улица Забелина

Улица Забелина. Продолжение

Старосадский переулок
Старосадский переулок. Продолжение
От Старосадского до Маросейки
Петроверигский переулок. Усадьба Тургеневых
Петроверигский переулок. Дом Боткиных
Петроверигский переулок. Окончание
От улицы Покровка до Колпачного переулка
Колпачный переулок
Колпачный переулок. Продолжение
От Колпачного до Хохловского
Хохловский переулок
Большой Трехсвятительский переулок
Малый Трехсвятительский переулок
Подкопаевский переулок
 
В этой же полиции находился под стражей и В. Маяковский, заподозренный в соучастии устройства побега политических заключенных из Новинской женской тюрьмы. Маяковский был весьма буйным, агрессивным, и доставил массу хлопот службе охраны. Маяковский говорил, что его забрали из-за того, что нашли пистолет и нелегальщину, а сидеть он не хотел, потому сопротивлялся, и переводили его из части в часть – то на Мясницкую, то на Басманную, то вообще в Мещанскую часть. В полицейской части жил и работал Д.П.Кувшинников, врач, который выбрал для своей практики самый бедный район в Москве. Дмитрий Павлович и его жена Софья Петровна, годы жизни которой 1846-1907, жили на третьем этаже полицейского дома на Мясницкой. Как говорил потом Михаил Павлович Чехов (младший брат знаменитого писателя), что жили Кувшинниковы под каланчой одной из московских пожарных частей, в казенной квартире.
 
Художник В.Г. Перов изобразил на своей популярной картине «Охотники на привале» именно Дмитрия Павловича Кувшинникова, в картине он охотник – повествователь. А вот другие персонажи списаны с друзей Дмитрия Павловича – охотник-скептик – это любитель художнического искусства В.В. Бессонов, а вот молодой охотник это Н.М. Нагорнов, один из родственников великого писателя Льва Николаевича Толстого. Нагорнов был женат на племяннице автора «Войны и Мира» - Варваре Валериановне Толстой. В 1892 году И.И Левитану понадобилась некая помощь, и Нагорнов сумел оказать ему дружескую услугу, будучи членом Московской Городской Управы. А ситуация заключалась в том, что согласно указу московского генерал-губернатора еврейским лицам запрещалось проживать в Москве, и Нагорнов выбивал разрешение великому художнику жить и работать в Москве. Но мы чуть отошли от темы Кувшинникова. Семья Кувшинниковых обожала охоту, и даже супруга славилась своей любовью к этому занятию. Можно заметить, что именно эта супружеская пара стала прототипами героев рассказа Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» (есть еще старый фильм Самсона Самсонова, в котором сыграли Людмила Целиковская, Владимир Дружников, Сергей Бондарчук, фильм назывался так же как и рассказ Чехова).
 
Софья Петровна Кувшинникова (до замужества Сафонова) была талантливой женщиной, которая разбиралась во многих вещах, например, она хорошо рисовала, играла на пианино, а в ее салон заходили весьма известные художники, а так же артисты: А.П.Ленский, братья Чеховы, Т.Л.Щепкина-Куперник, А.И.Сумбатов-Южин, а Репин, когда приезжал в Москву, первым делом заходил именно к Софье Петровне. По словам самой Софьи Петровны, она была хорошей ученицей и помощником по охоте, а заодно и душевным другом самого Левитана. Конечно, образ героини «Попрыгуньи» все же мельче и немного приземленнее своего прототипа, но сходство весьма заметно. Для убедительности, давайте сравним квартиру Дымовых и квартиру Кувшинниковых. Вот как описывает квартиру Кувшинниковых Щепкина-Куперник: «Софья Петровна обустроила свою квартиру весьма оригинально и непохоже на остальные, например, она поставила в столовой лавки и кустарные полки, шитые полотенца и солонки.
 
Столовая выглядела в исконно русском стиле. А вот спальню сделала больше похожей на восточный стиль, как шатер или юрта, а по комнатам расхаживал гусцой ручной журавль». А теперь приведем описание квартиры Дымовых, которую написал Чехов (заметим, что он бывал часто в гостях у Софьи Петровны Кувшинниковой) : «Столовая была исполнена в русском стиле, стены были оклеены лубочными картинками, висели повсюду серпы и лапти, а в углу скромно стояли грабли и косы. А вот спальня была больше похоже на какую-то пещеру, в которой стены были занавешены темным сукном, а над кроватью висел венецианский фонарь». Приведем и еще одно сравнение, как-то Чехов младший описывал очередной прием у семьи Кувшинниковых: « Один раз мы целый вечер шумно разговаривали, танцевали, громко играла музыка, но самого хозяина дома почему-то не было видно, но возле полуночи выходил доктор, и держа, в одной руке нож, а другой вилку, звали всех господ на обед». Чехов старший же, описывает прием у Дымовых примерно так: « Самого хозяина не было в гостиной, даже никто не вспоминал, что он тут есть, но ровно в половину двенадцатого растворились двери и вот он, хозяин, собственной персоной, позвал всех перекусить».
 
Татьяну Львовну Щепкину-Куперник, которая только приехала в Москву, всегда поражал тот факт, что никто из гостей никогда не говорил, что они бывали у Кувшинниковых, всегда говорилось, что они бывали у Софьи Петровны. Видно это было связано с тем, что главенствующие позиции в доме занимала именно она. А вот как Щепкина-Куперник описывает саму Софью Петровну: « Не симпатичная, лицо цвета шоколада, волосы были черного цвета и весьма вьющиеся, мягковатые на ощупь, у нее были живые, постоянно бегающие глаза темного цвета, а фигура была просто великолепна, и что ни говори, а о ней знала вся Москва. Она замечательно рисовала, чаще всего выставляла картины цветов, а играла на фортепиано просто завораживающе. Часто ходила с ружьем на охоту и носила мужские костюмы в молодости, а впоследствии предпочитала ездить с художниками для создания этюдов, и не смотря ни на какие сплетни и пересуды, все художники ей были только товарищами».
 
Когда Чехов выпустил в тираж свой рассказ «Попрыгунья», конечно же, вся Москва узнала в героях семью Кувшинниковых и их соседа И.И.Левитана. Как известно, впоследствии между Левитаном и Чеховым вспыхнула большая ссора, которая насолила и тому, и другому известному человеку. Софья Петровна и Левитан узнали в рассказе самих себя и очень обиделись на Чехова за это. Наверняка, дело бы не зашло так далеко, если бы не друзья судаки, и бывшие друзья целый год не разговаривали, хотя в глубине души они сильно переживали по этому поводу. Впоследствии, бывшие друзья помирились, и Софья Петровна смогла доказать, что на самом деле она намного лучше главной героини «Попрыгуньи». Писатель Лазарев Грузинский в своих мемуарах вспоминал, что Софья Петровна пережила практически всех своих гостей и друзей, а ее красивая смерть, доказала всем что данная дама абсолютно не пустышка. Когда умер муж и ее друзья, Софья Петровна ухаживала за больной художницей, но заразилась и умерла через несколько дней, чем и повторила подвиг Осипа Дымова из Чеховского рассказа.
 
Украшения и декоративный фасад дома №3 может сказать нам, что этот дом был, когда-то весьма богатой усадьбой. По некоторым данным, известно, что в восемнадцатом веке эта усадьба принадлежала Волконским и Лопухиным, а впоследствии, в 1792 году перешла к богатому купцу А.Кирьякову. Век спустя, в данном здании будет жить великий русский композитор А.Скрябин (1871-1915). Здесь жили его родители – Н.А.Скрябин и Л.П.Щетинина. Добавим, что Скрябины были из старинного дворянского рода, который к тому времени чуть исхудал по богатству. А вот к концу девятнадцатого столетия сие богатое здание превратилось в обычную ночлежку для мастеровых и поденщиков, которые пропивая свою одежду, не могли выходить из ночлежки, и потому их называли раками. Конечно, они были рангом повыше, чем остальные жители Хитровки. В дальнейшем рядом возвели больницу, которой дали имя 10-летие Октября, а вот во время Великой Отечественной Войны она была разбомблена. В 1944г. Островский и Бульковштейн, архитекторы, смогли реконструировать это здание и разместили в нем госпиталь, который ныне теперь является ведомственной поликлиникой Федеральной службы Безопасности России. В 1971 году здесь была повешана мемориальная доска в честь формирования первого стрелкового полка 5 дивизии Фрунзенского района.
 
Автор: Яна Волошина

1 августа 2008 г.

  • 25 апреля 2024 г.

    . , .

 

e-mail - . e-mail .
e-mail