Метро. Город под городом

Метро. Город под городом
Метро. Город под городом
Этой статьей мы начнем рассказ про еще одну разновидность ПОДмосковья, то есть того, что находится ПОД нашим городом, а именно метро. С ним связанно много тайн и много интерсного, кое какие тайны мы откроем, кое какие слухи развеем. Метро, как вид транспорта существует уже более 140 лет. Знаменитый Московский метрополитен тоже появился не вдруг. Прошло несколько десятилетий, прежде чем бумажный проект был претворен в реальность. Вот как это было: Первое в мире метро построили в Великобритании.
В 1863 гoду 10 янвapя кoмпaниeй «Metropolitan Railway» былa зaпущeнa пepвaя пoдзeмнaя линия мeтpo в Лoндoнe. В тo вpeмя eщe нe былo ни aвтoмoбилeй, ни тpaмвaeв, нo зaтo появился андеграунд, который горожане сразу же прозвали «tube». C 1868 года метрополитен действует в Нью-Йорке и носит название subway. Так же функционируют старейшие метро на Европейском континенте: Будапештское (1896), Венское (1898), Парижское (1900). Инженером А. Антоновичем разработан проект кольцевой наземной дороги с пятью радиальными линиями и диаметральным тоннелем. В 1902 Е. Кнорре П. Балинский представили проект метрополитена, включавший ряд тоннелей длиной 105 км с 28 эстакадами. По замыслу центральный вокзал должен был располагаться на Красной площади. Однако купцы, фабриканты, а также владельцы конок выступили против и Московская Городская Дума проект отвергла. 1912. Снова не удалось воплотить в жизнь проект Американскому банкирскому дому «Вернер и Ко», который предложил Мосгордуме на рассмотрение проект строительства подземной железной дороги протяженностью уже 96 км. По одной исторической версии депутаты вновь отказались его утвердить, а по другой - принятию резолюции помешала назревающая Первая Мировая Война. 1931 год стал знаковым в истории Советского метрополитена. В июне Пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве метро в Москве. Проект был еще на стадии доработки, но уже велись строительные работы по всей одиннадцатикилометровой трассе. 1933. март. Проект первой очереди московского метро окончательно утвержден правительством. 1934 году в марте-апреле проведена выставка конкурсных проектов на лучшее оформление станций метрополитена. Строительство первой очереди метрополитена заняло чуть больше трех лет. Это был рекордно короткий срок! Так, в Берлине линия такой же протяженности строилась вдвое дольше хотя половина трассы была надземной. В Токио же, четырехкилометровый участок возводили 4 года. К строительству народного проекта привлекались комсомольцы, красноармейцы, студенты и учащиеся ПТУ. Общими усилиями к февралю 1935 года были закончены все работы и проведены испытания. Московское метро от других метрополитенов отличалось не только скоростью строительства, но и тем, что оно является первоклассным инженерным сооружением и уникальным произведением искусства. Станции, похожие на дворцы, несли огромное эстетическое удовольствие советскому народу, праздник, и вселяли гордость за свою страну. Так, в вестибюле станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») были поставлены деревянные кадки с экзотическими растениями. Станция «Площадь революции» обильно и богато украшена статуями. Да только ли это!? По замыслу создателей это удивительное место должно было заставить забыть людей о том, что над ними многометровый слой грунта. Для этого потолки напоминали бездонное небо. Например, великолепны их росписи на станции «Маяковская» (автор А.А. Дейнека), а также на «Комсомольской» (автор П.Д. Корин). Нельзя умолчать об оригинальных, изысканных светильниках, установленных в московском метрополитене, которые создавали атмосферу праздничности, ликования и возвышенности. Вестибюльные купола открывали необъятные горизонты и вселяли веру в светлое коммунистическое будущее. Оптимизм и хорошее настроение создавали пышные росписи, оригинальная мозаика, барельефы, статуи, декоративные композиции. В интерьере каждой станции были помещены изображения изваяния и упоминания о «вожде всех времен и народов», тов. Сталине. В отделке станций применялись самые дорогие и качественные материалы: мрамор, гранит бронза, марблит, лабродор, порфир. Так, ценные породы мрамора везли с Урала и Кавказа; гранит из Карелии и Украины. Вся страна работала на метрополитен: из Чувашии и Архангельска доставляли лес, из Кривого Рога - метал, из Кузнецка – рельсы, из Мытищ – вагоны. Конструкторам ленинградского завода «Красный металлист» было поручено спроектировать эскалаторы, поскольку до этого в стране производства техники такого рода не было. Они успешно справились с задачей в кратчайшие сроки, соорудив самые длинные конструкции в мире. В начале января движущиеся лестницы были готовы. Всего 539 мероприятий со всего Советского Союза выполняли заказ Метростроя. При строительстве туннелей первой очереди было извлечено 2 млн. куб. м. грунта и уложено почти 850000 куб. м. бетона. Это были огромные невиданные для того времени цифры. Большой вклад в создание метрополитена внесли ведущие архитекторы страны: А. Душкин, Д. Чечулин, И. Фомин, Я. Лихтенберг, Н.Я. Колли и др. Строителям, архитекторам и художникам удалось придать каждой станции свой неповторимый стиль. В результате советское метро резко отличалось от метрополитенов Запада. Иностранные станции оформлялись слишком функционально, наши же, несли нескончаемый праздник, олицетворяли стремительное движение вперед и вверх. Весну 1935 года москвичи встретили лозунгами «Даешь метро!». На улицах появились метрополитеновцы с гордостью носившие новенькие темно-синие шинели и костюмы, а также белоснежные сорочки и галстуки. Народ с завистью и восторгом глядел им вслед. Незадолго до пуска метро в газете правда появилась статья Ильфа и Петрова, расхваливающая новый московский вид транспорта. Деятели культуры посвящали метро литературные произведения. Помните знаменитую «Песню извозчика», которую исполнял Утесов: «…и метро, сверкнув перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал…». А поэт Кирсанов и вовсе сочинил стихотворение о метро, в котором все слова начинались с буквы «м». 1935 год 15 мая. Долгожданное событие! Ровно в 7-00 утра двери станций метро открылись перед пассажирами - состоялся пуск первой очереди метро от Сокольников до Парка культуры и отдыха им. М. Горького и Смоленской площади. Открыл метрополитен Лазарь Моисеевич Коганович. Что творилось возле входа станций! С вечера накануне открытия люди занимали очередь, стояли у павильонов всю ночь – так им хотелось быть первыми пассажирами. Известна даже фамилия самого первого пассажира. Им стал некто Латышев, совершивший поездку до станции «Смоленская». Он даже сохранил на память билет №1 и сообщил в интервью газете «Рабочая Москва», что будет беречь его всю жизнь и не продаст ни за какие деньги. В метро пропускали по разноцветным билетам: по красным ехали до «Сокольников», а по желтым – обратно. На билете была пометка о времени приобретения, и действовал он всего 35 минут, что как раз хватало, что бы совершить путешествие по всей 11 километровой линии. Ажиотаж вокруг нового метрополитена не спадал несколько месяцев. Гости столицы считали своим долгом посетить одну из главных достопримечательностей столицы - проехаться в новеньких, сверкающих вагонах и посмотреть на подземные чудеса. Между тем строительство набирало темпы и вскоре началось сооружение второй очереди метро, протяженностью 15 километров. В январе 1937 года был сдан в эксплуатацию первый Арбатский радиус, а в сентябре следующего года метростроевцы запустили Горьковский радиус - последний участок второй очереди. В это же время проектировщики вели разработку проекта третьей очереди, связывающей с центром города районы автозавода и Измайлово. Москва готовилась к строительству станций «Павелецкая», «Измайловская», «Новокузнецкая», и «Завод им. Сталина» (сейчас «Семеновская»).

9 июля 2008 г.

  • Илонка
    16 июля 2008 г.

    Игорь, Вы написали интересную новость, я если честно даже и не знала, про первые советские компьютеры. В смысле, когда их стали выпускать и почему об этом никто не знает?

  • Игорь
    15 июля 2008 г.

    Технически все к этому готово. Если вспомнить насколько напичкан Зеленоград режимными предприятиями, то можно смело предположить, что там то как раз метро и есть, но не для всех. Ведь почти весь город работал при СССР на оборонную промышленность, выпуская при этом первые советские компьютеры.

  • Михаил
    9 июля 2008 г.

    Вот если бы у нас прислушались к инженерам и построили метро в 1902 году, то сейчас бы из Зеленограда уже добирались бы в центр на метро, а то на Ленинградке то пробки, то еще что то, а по железке добираться в Москву не всегда удобно, постоянно отмены, замены и т.д.

  • 1 
 

e-mail - . e-mail .
e-mail