Цветной бульвар
Воистину, заколдованным местом в Москве является Цветной бульвар. Весь 20 век здесь непрерывно идет строительство, а он по-прежнему остается таким же любимым и милым сердцу каждого москвича. И вокруг почему-то не раздаются отчаянные крики «мы теряем его», как это было на Арбате или же на Остоженке. Достаточно открыть книгу Сытина, изданную более полувека назад, и испытаешь почти АНалогичные ощущения. Создается впечатление, что автор пишет о сегодняшнем дне, говоря о построенных на бульваре нескольких многоэтажных домах, мало изменивших общий колорит. В чем же кроется секрет? Возможно, сказывается историческая аура, а возможно, бульвар так широк, что даже самая неудачная архитектура не способна испортить его панораму.
Иными словами, бульвар - все то же живое и привлекательное место, всегда открытое к переменам, но свято хранящее свой дух. Архитекторы старательно берегли общий строй, сохраняя шестиметровый разрыв между домами.
Определенную остроту и глубину бульвару добавила лихая конструкция Геннадия Надточия, спроектированная в стиле хай-тек, и размещенная над домом русского поэта, основоположника символизма В.Я.Брюсова.
Первоначальный проект предполагал воссоздание старинного особняка, в котором родился Брюсов. В непосредственной близости от дома планировалась дополнительная пристройка административно – офисного назначения, где должна была разместиться Школа юных дарований. Визуальное восприятие со стороны самого бульвара, условия инсоляции и освещенности домов, расположенных с юга на восток, диктовали объемно – пространственное решение самой пристройки. Уступчатый характер нового здания обеспечивал с восточной стороны необходимую инсоляцию и освещенность основного жилого дома. Проект выглядел очень привлекательно. Старая часть символизировала Брюсова раннего и традиционного (статика декор, масса), а новая – Брюсова-символиста (движение, абстрактные формы, свобода). И основная идея трактовалась как движение от азов к новому, смелому и непривычному, обретая осмысленность и даже звучание. Происходила трансформация здания из статичного состояния в динамичное, высвобождалась форму от массы. Декор, символизирующий изначально традиционную архитектуру, приобретал абстрактные формы. Таким виделся масштабный замысел проекта. Оно и понятно, ведь в школе должны были родиться новые Брюсовы. Но потом дарования куда-то исчезли, зато появился банк «Стройкредит», кардинальные изменения претерпели формы, Авангардную конструкцию заменила опрокинутая пирамида, охваченная с обоих боков грубоватыми трубами. Пирамида, расправив свои широкие хай-тековские крылья, зловеще наползла на старый дом, намереваясь его проглотить, но внезапно замерла на полпути, остановленная нормами инсоляции.
Но удивительнее всего то, что все это по-прежнему имеет отношение к Брюсову - как-никак основатель целого течения, глава школы, поэтому и пройти мимо вроде как-то неловко, но вспомнить хотя бы одну его рифмованную строчку тоже удастся вряд ли.
24 мая 2008 г.
"ничем не испортить" пусть лена продолжает бередить свою душу или что еще, только пусть не бередит нам мозг. из-за таких лен и появились новостройки в ЦЕНТРЕ МОСКВЫ, и Москва стала похожа на плохой южноазиатский город-новострой, а не на город с историей. Пусть для таких лен построят новый город где-нибудь между питером и Москвой, на новом месте. Предлагаю назвать его в честь лены ленинград.
Упоминания о Цветном бульваре встречается у многих классиков и современных авторов. Бередит душу человека это место. Мне кажется, что здесь такая аура, что никакими новостроями, кошмарами архитектурной мысли и другими причудами, его не испортить.