Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе
Победы площадь

Храм Георгия Победоносца на Поклонной гореХрам Георгия Победоносца на Поклонной горе
9 декабря 1993 года на Поклонной горе в Москве был заложен храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, ставший составной частью мемориального комплекса, открытие которого было приурочено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поскольку все работы велись параллельно (одновременно с общим строительством на земле монтировался купол и впоследствии водружался на храме), храм был построен в рекордно короткие сроки, и уже спустя полтора года 6 мая 1995 года состоялось его освящение.
Воздвигнутая церковь была воспринята неоднозначно и вызвала многочисленные споры и нарекания. В немалой степени этому способствовал выбор архитектора, коим оказался А. Т. Полянский, хорошо известный как «придворный архитектор коммунистического режима». По мнению многих архитектурных критиков, как занятие иконописью требует посвящения ему всей своей жизни, также должны обстоять дела и при возведении храмов. В их строительстве огромное значение имеет соблюдение традиций. Введение новых архитектурных идей требует не только крайней осторожности, но, главное, понимания сложившихся канонов, традиций, присущих русскому храмовому зодчеству. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе стал в отечественной церковной архитектуре символом постмодернизма. Несмотря на то, что церковь стилизована под формы древнерусской архитектуры, она явно характеризуется привнесением в «русский стиль» элементов модернизма. Формально выполняя необходимое условие строительства православного храма - соблюдение традиций, автор все же отходит от канона. Поверхностное рассмотрение наглядно демонстрирует настойчивое стремление выразить нечто уникальное и совершенно новое, больше соответствующее собственному творческому направлению и «духу времени». Причем под «новым» подспудно подразумеваются не новаторские идеи, не новое в принципе, а нововведения, заимствованные в модернизме. Традиционные росписи, обязательные для православного храма, заменены бронзовыми барельефами в исполнении Зураба Церетели. Обращение к религиозной тематике, характерное для многих современных художников, не миновало и Церетели. Им создано немало работ на библейскую тему. И именно в храме св. Георгия Победоносца, желая придать объёмность Троице и св. Георгию, он предлагает вместо привычных росписей рельефы. Многочисленные споры вызвал стеклянно-металлическая конструкция окон. По всей вероятности, её введение было продиктовано желанием привнести воздушность и легкость, однако вместо легкости появляется ощущение нестабильности. Нарочито подчеркнуто использование современных материалов, о чем свидетельствуют ярко выявленные арки на фасаде здания, выполненные из монолитных железобетонных конструкций. Пытаясь придания силуэту храма большую стройность, автор достигает обратного эффекта, создавая иллюзию обрубленных плеч. Создание храма завершилось монтажом резного иконостаса и винтообразной дубовой лестницы с граверными и литыми латунными украшениями, золочением апсид и звонницы. Что же касается колоколов установленных на звоннице, то, по мнению одного из звонарей, осматривавшего строение, они были отлиты некачественно. Многие московские архитекторы сходятся во мнении, что храм производит впечатление игрушечного строения и располагается в крайне неудачном для религиозного сооружения контексте богини - Ники, венчающей 140-метровый обелиск, и прочих объектов мемориала Победы пл., дом 3Б

10 мая 2008 г.

  • Ирина
    31 августа 2012 г.

    Проезжаю часто мимо. Мне нравится. Высокий, стройный храм, как свеча, зажённая Богу! На день Победы стараюсь зайти туда, если гуляю по Поклонной. А при чём здесь коммунисты?! Это не они случайно всех динозавров истребили?

  • Надежда
    1 октября 2011 г.

    Год постройки Храма Св. Георгия совпал с рождением моей веры . И я хожу постоянно в этот храм. для меня он красив и внешне и внутренне.

  • Catirita
    30 сентября 2010 г.

    Когда я впервые увидела этот храм (почти сразу после его открытия), он мне как раз очень понравился. Особенно большие окна - не типичные для византийских строений. Что за ахинея: архитектурный кошмар какой-то. Оригинальный храм, светлый внутри, какой-то открытый и уютный. Не создает ощущения запертости, катакомбности. У нас настоящих кошмаров завалиться и больше в Москве, головой покрутите немного, товарищи критики.

  • Никита
    27 февраля 2010 г.

    Ну собственно тут говорится именно о традициях церковного зодчества , к которым очень осторожно относились на протяжении веков. А тут какой-то "придворный архитектор коммунистического режима" хочет изменить в момент традиции зодчества, которые создовались также веками. А про то что храм как храм - это неоспоримо (собственно: Спасибо, Кеп)

  • igor
    8 сентября 2009 г.

    не знаю, вживую не видел, но на картинке действительно выглядит как-то урезано, неустойчиво.

  • татьяна
    7 августа 2008 г.

    здание как здание, точнее - храм как храм. кому не нравиться - не ходите в него. а поводу его внешнего вида - с моей точки зрения - вполне приемлемо. ну время тогда было такое - воспевали железобетон, а теперь от него плюются. в конце-концов церковь глаз не рвет и явной отрицаловки нет.

  • Семен
    12 мая 2008 г.

    Абсолютно согласен с Димон - скорее всего там именно затронуты чьи-то интересы. А с другой стороны - почему люди не могут делать такие проекты, которые нравятся именно им. У них есть на это право! Ведь проект утвердили? Утвердили! Ну и все, как говориться - какие тогда претензии! Это не кошмар архитектурный, тут это здание случайно оказалось!

  • Minos
    12 мая 2008 г.

    Ну не знаю. Храм как храм. Они, в принципе, все очень друг на друга похожи. Единственное могу сказать, что построен этот храм в красивом месте. А так всё почти тоже самое, что и у других храмов. Позолоченный купол с большим позолоченным крестом встречается во всех постройках данного типа. Так что, на мой взгляд, ничего особенного в нём нету.

  • Димон
    12 мая 2008 г.

    Скорее всего там какие-то архитектурные "разборки". Одному гению-ваятелю значит так захотелось построить, другому гению-критику - захотелось покритиковать. И так дальше, по накатанной. один критикует другого - это же нормально! А проекты бывают и похуже.

  • Елена Арнольдовна
    11 мая 2008 г.

    А лично мне окружающий вид тоже очень нравиться! Да и Храм совсем не выглядет уродливо! Очевидно, какие-то архитектурные промашки и недочеты видны только профессионалам. На первый взгляд строение не выглядет уродливым. есть и похуже, чего стоит только "Яичный Домик" тут на сайте...

  • 1  2 
 

e-mail - . e-mail .
e-mail