Арбат

Арбат
Арбат
На Арбате был такой дом под номером 14, который в один прекрасный день приобрел дурную славу и был прозван «домом с привидениями» и «местом, которое все живое в землю утягивает». Есть две версии по поводу того, кто построил этот дом. Из одних источников следует, что его возводил князь Халиков, а из других, что князь Оболенский. Однако одно время владельцем особняка на Арбате был Н.Н. Оболенский, который продал фамильный дом некому купцу Гоберману, который, в свою очередь, не успел пожить в купленном владении, т.к.
оно успело перейти к новым хозяевам. Но кто бы то ни были хозяевами дома, они там не жили, а, испугавшись ходившего о доме мнения, сдавали его в аренду. Первыми там поселились некий полковник с женой, молодой и красивой. Но она ушла от него к артисту, а он, не выдержав такого удара, удавился. Затем здесь попробовал пожить чиновник с семьей, однако и их постигла злая участь. Спустя всего лишь месяц жену чиновника и их пятерых детей обнаружили удавленными. После таких происшествий жить в этом злополучном доме никто не решался, и он долго стоял пустой. Только лишь в советские времена помещения в доме занимали под склады и различные учреждения. В период войны Арбат предназначался Наркомату обороны. Бомбардировками был разрушен театр Вахтангова, расположенный на Арбате, однако его восстановили, а вот дом номер 14, располагавшийся на противоположной стороне, увы, был стерт с лица земли навсегда. Он был очень красив внешне, имел шестиколонный балкон и десять высоких окон, его частенько использовали для фотографий на открытки. Даже на картине «Арбат» художника М. Гермашеза 1912 – 1914 годов, на которой изображен городской пейзаж с уже многоэтажными зданиями узких переулков, трамвайной колеей, одинокой лошадью под фонарем, дом №14 находится в самом центре. Именно в те времена дом и получил прозвище «дом с привидениями», который мирные люди по ночам обходили стороной. Теперь то место, наверное, не многие узнают, дома стали еще выше, а фонарей больше. Во времена, когда дом считался владением князя Оболенского, там жили Вукол Ундольский и, собственно, Михаил Оболенский, будучи сотрудниками. Князь тогда в Москве был директором главного архива министерства иностранных дел, в котором на службе тогда находились Пушкинские «архивны юноши». Вулкон Михайлович Ундольский за свои прожитые годы, а прожил он менее 50 лет, успел многое сделать для следующих поколений. Он коллекционировал древнерусские рукописи, в 1846 году были выпущены «Оглавление книг, кто их сложил», «Библиографические разыскания», «Очерк библиографических трудов в России», а так же четвертая часть работы «Каталог российским книгам библиотеки Павла Григорьевича Демидова, составленный им самим». Многие работы библиографа вышли уже после его смерти и выходят до сих пор. Например, в 1970 году были изданы «Славяно-русские рукописи В.М. Ундольского», в которых описана вся библиотека рукописей, состоящая из более 1,5 тысяч рукописных книг и более 90 книг, изданных кирилловской печатью. Все это бесценное наследство находилось в доме №14 на Арбате, а затем было передано в библиотеку Румянцевского музея. Находится теперь все богатство в библиотеке имени Ленина. Ундольский имел общие интересы и взгляды с владельцем дома, известным в то время археологом и библиофилом, другом Михаилом Андреевичем Оболенским. Они всегда вместе занимались рукописями и книгами: собирали их и описывали. Но, тем не менее, у Оболенского была своя коллекция писем, реликвий и летописей, касающихся истории России средних веков. Оболенский занимался написанием 12 частей «Сборников князя Оболенского», которые выпустили в течение примерно 20 лет. Там было описание различных актов из истории, некоторые из них принадлежали МИДу, а некоторые лично князю. Но об одной реликвии России было дано узнать только лишь в 1860-ом году. Этой реликвией был портрет Пушкина, написанный маслом Василием Тропининым, знаменитейшим на тот момент московским живописцем, и сфотографированный с разрешения Оболенского. Портрет был написан в январе – феврале 1827 года. Пушкин тогда, вернувшись из ссылки, был на пике своей славы и жил на Арбате в доме на Собачьей площади у друга С.А. Соболевского и работал переводчиком в архиве МИДа. В то время очень много молодых и очень хорошо образованных людей крутилось вокруг московского архива министерства иностранных дел, где чуть позже и был директором Оболенский. Пушкин был хорошо знаком с этим кругом людей и именно о них писал в поэме «Евгений Онегин», упоминая их в строках, где «архивны юноши» обсуждали Таню. И именно тому самому Соболевскому Пушкин и преподнес неожиданный подарок в знак верной дружбы в виде портрета. Их в то время существовало несколько, но Соболевский считал их «припомаженными, приглаженными», в общем, неестественными. Имеено поэтому портрет заказали лучшему портретисту Василию Тропинну. Им было сделано два эскиза с натуры, этюд маслом и потом портрет, на котором Пушкин изображен в домашнем халате. Если верить книгам, написанным о Пушкине, то идея заказа портрета принадлежала Соболевскому, однако, если верить Соболевскому, то «Пушкин сам тайком заказал портрет и подарил мне его в виде сюрприза с разными фарсами». Это произведение искусства считалось лучшим, с него были сделаны репродукции и размещены в большинстве книг о поэте. А Николай полевой в журнале «Московский телеграф» высказался о портрете следующими словами: «Сходство портрета с подлинником просто поразительно...». Все считали, что в своей работе художник не только отобразил сходство внешности, но и смог заглянуть в глубину души человека. С Волхонки, где находилась мастерская великого портретиста, портрет был перенесен в дом на Арбате, который стоял на углу пересечения Собачей площадки и Борисоглебского переулка. Но, к сожалению, к хранению портрета, не смотря на приобретенную славу, относились не особо тщательно. Хозяин очень часто уезжал за границу, поэтому передал портрет и свою библиотеку Степану Шевыреву (поэту, историку и коллеге по работе в архиве), который состоял в переписке с Вуколом Ундольским и Михаилом Оболенским. Портрет был благополучно украден у Степана Шевырева неким живописцем, который его выпросил под предлогом сделать копию. Копия получилась очень удачная и ее, собственно, и вернули Шевыреву, не заметившему обмана. Картина вернулась на Арбат спустя несколько десятилетий, когда Оболенский приобрел ее в одном из антикварных магазинов. Подтверждение подлинности работы было получено у самого автора Василия Тропинина. Холст, по всей видимости, хранился небрежно и был значительно испорчен. Но художник, даже по просьбе князя Оболенского, не решился заняться полным обновлением картины, боясь испортить написанное с натуры «молодою рукою», поэтому картину просто почистили. В музей знаменитый портрет Пушкина попал из дома Оболенских в 1909 году. Из истории написания этого портрета написан забавный эпизод в книге М.И. Пыляева «Старая Москва»: «Одно время отличительным признаком всякого масона был длинный ноготь на мизинце. Такой ноготь носил и Пушкин, по этому ногтю узнал, что он масон, художник Тропинин, придя рисовать с него портрет. Тропинин передавал кн. М.А. Оболенскому, у которого этот портрет хранился, что когда он пришел писать и увидел на Пушкине ноготь, то сделал ему знак, на который Пушкин ему не ответил, а погрозил ему пальцем». Собирателем ходивших о доме на Арбате слухов, был некий Е. З. Баранов, торговавший книгами прямо на ступеньках любопытного объекта обсуждений. Этот человек очень любил и ценил фольклор. Он сумел догадаться начать записывать все, что говорят о доме и авторов этих высказываний, даже если это был какой-нибудь обыкновенный извозчик или даже водопроводчик. Плюс ко всему Баранов сделал доклад на эту тему в научном обществе «Старая Москва», в котором состояли такие люди великий художник А. Васнецов и историк П. Миллер. Именно благодаря этому докладу и общему решению членов общества в 1928 году была выпущена отдельная книга, в которой были опубликованы все собранные Барановым легенды, рассказы и слухи, даже саамы фантастические и невероятные. Книга вышла под названием «Московские легенды». Послесловие к книге было написано П. Миллером. Он считался знатоком улиц Москвы и установил, кто и в какой период владел этим домом. Согласно его исследованиям, в конце XVIII века владельцами дома были князья Шаховские, с середины XIX – Оболенские. Один из Оболенских, кстати, в этом доме покончил с жизнью. После некоторое время дом оставался пустым. Поводом для появления легенд послужили люди, тайно поселившиеся в опустевшим доме и скрывавшиеся от полиции. А прохожие и извозчики, по всей видимости, принимали их за нечисть и призраков, поэтому перед домом переходили на другую сторону дороги. В книге У.З. Баранова владение было описано как большой каменный одноэтажный дом с подвалом и довольно обширным двором. Особо привлекательно Баранов описал фасад дома, балкон, окна, а так же бронзового льва, который стоял на входе в дом, расположенный со стороны двора (помимо него был и основной вход, парадный). А на самом деле дом был похож на остальные, стоящие на Арбате: деревянный и оштукатуренный. Этот дом снимали железнодорожный магнат В. Фон Мекк и князь Лев Голицын, которые спокойно жили в нем и им не мешали никакие призраки. Рядом с этим домом была еще одна достопримечательность – это приходская церковь Николая Явленного. Отличительной чертой этой церквушки была колокольня, которая выходила за пределы постройки. А еще она стояла на самом видном месте, там, где улица изгибалась, и видно ее было с обеих сторон, а у ее стен похоронен Василий Вяземский, генерал – майор, побывавший во многих баталиях. Под редакцией профессора Гейнике выходил путеводитель, называвшийся «По Москве», в которой церковь имеет следующее описание: «Наивысшим изяществом и изысканностью отличается колокольня церкви Николая Явленного на Арбате». Так же эту церковь можно отчетливо увидеть на гравюре, отображавшей очерк историка Ивана Снегирева. На ней в виде шатра церковь возвышается над двухъярусным квадратным основанием. Таких шатров в Москве в средние века было предостаточно (так строились церкви, храмы и колокольни), особенно много их было на Арбате, посвященных Николаю, покровителю солдат. Место, улица, земля, где находился «дом с привидениями» примечательны еще и тем, что на их территории находился дом, в котором жили родители нашего великого, непобедимого полководца Александра Васильевича Суворова. Сейчас на тех местах зеленый сквер. Этот дом нуждается в восстановлении с исторической точки зрения. Обращая внимание на то, как можно качественно и достаточно быстро восстановить стены, разрушенные войной и бомбардировками, напрашивается вывод, что «дом с привидениями», имевший прекрасный фасад с шестиколонным балконом, высокими окнами и бронзовым львом со двора, вполне подлежит восстановлению. Колокольню тоже необходимо вернуть в жизнь с целью создания в тех местах музея, посвященного Александру Суворову. Хотя начать, наверное, стоит с установки на этом месте памятника, который смог бы доступно пояснить каждому проходящему мимо человеку, что он идет по земле, на территории которой родился Суворов.

21 июля 2008 г.

Комментарии наших пользователей
  • Наталья
    4 сентября 2012 г.

    Очень интересная статья, всего много сразу собрано - зато будет повод углубиться в историю, для тех кто не знает описываемых событий.

  • Татьяна
    10 января 2012 г.

    Было однажды не обьяснимое,призрак женщины.

  • 1 
 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail