Государственный Кремлевский дворец

Государственный Кремлевский дворец
Государственный Кремлевский дворец
В числе построек, безусловно испортивших столицу, наиболее «почетное» место занимает Государственный Кремлевский дворец. Его автора, архитектора М.В.Посохина, всякий коренной москвич числит своим личным врагом. Именно Посохин распорол скальпелем арбатские переулки, а спроектированный им Дворец Съездов был назван томагавком, вонзенным в самое сердце страны. Нелепое строение беспардонно врезалось в архитектурный АНсамбль Кремля, прочно закрепив за собой новое прозвище – аквариум. При социализме считалось просто неприличным хвалить здание вслух.
Да и для советских зодчих Дворец Съездов никогда не был предметом особой гордости. Лишь путеводители были вынуждены характеризовать его как «великолепное здание, сверкающее стеклом и серебристым алюминием», «гармонично вошедшее в архитектурный АНсамбль древнего Кремля». Ни для кого не было секретом, что эта так называемая гармония стала одной из причин исключения российской столицы из списка памятников мирового значения, взятых под охрану ЮНЕСКО, (лишь в 1990 году этот статус был возвращен), а на экспликациях к туристическим схемам данный номенклатурный объект обозначался обидной литерой «Х». С наступлением постперестроечных времен расплывшиеся определения обрели однозначность и конкретность. Дворец съездов стали называть «безликой коробкой», резко диссонирующей со всеми кремлевскими строениями. Не преминули вспомнить и Ленинскую премию М.В.Посохина выданную ему в 1962 году за поругание Кремля. Казалось, что в обществе навсегда воцарилось мнение, что советское градостроительство в национальной святыне было ни чем иным, как аморальным измышлением адептов зла. Прошло десять лет, и ветер опять подул в другую сторону. В 2004 году вдруг выявили, что Дворец съездов – это одно из наиболее совершенных общественно-зрелищных зданий, свежее слово в советской архитектуре. Строение пережило второе рождение и обрело статус памятника архитектуры. Осмысление противоречивости событий следует искать в далеком 1959 году, когда собственно и начиналась занимательная история сооружения Дворца Съездов. Идея постройки принадлежала Хрущеву, который принял подобное решение под впечатлением многочисленных зарубежных поездок. Решение было вполне обоснованным, так как большинство московских залов не соответствовали современным требованиям, ощущалась острая нехватка мест для активно размножавшихся народных избранников. Большой авторский коллектив возглавил М.В.Посохин, занимавшийся в тот момент сооружением личной дачи Хрущева и исполнявший роль его придворного архитектора. И хотя в проектировании приняли участие многие известные мастера (Мндоянц, Штеллер, Стамо, Макаревич, Доктев и другие), фактически первым зодчим стал сам Хрущев, что собственно и подтверждал Посохин. Именно Хрущев принял решение о строительстве Дворца Съездов в Кремле. Изначально предполагалось возвести строение на месте снесенного храма Христа Спасителя, затем появился новый проект, планировавший строительство за пределами исторического центра (на Воробьевых горах рядом с высотным зданием МГУ). После хрущевского указа концепция здания претерпела существенные изменения, поскольку кремлевскую новостройку довелось размещать в плотном кольце выдающихся памятников русского зодчества. Можно сказать, что первоначальный вариант постройки в какой-то мере был тактичным. Строение с залом заседаний на 4 тысячи мест предполагалось встроить между Теремным Дворцом и Старой Оружейной палатой (т.н. Третий корпус), оно не должно было возвышаться над старыми трехэтажными постройками, а под снос попадали лишь служебные здания 19 века. Однако визит Хрущева в Китай внес уродливые коррективы. Вдохновленный масштабами тамошнего Дворца, рассчитанного на 10 тысяч мест, он распорядился не только увеличить в полтора раза постройку, но и добавить банкетный зал максимального объема. Участь многих архитектурных творений оказалась предрешенной, да и археологии Кремля также был нанесен большой урон. Головной болью проектировщиков стал банкетный зал. Поскольку не было мест

24 мая 2008 г.

Комментарии наших пользователей
  • Андрей
    25 апреля 2010 г.

    Да нет и не было в Кремле никакого "ансамбля"! Каждый властитель, каждая эпоха добавляла что-то свое,в от и соседствует классицизм 19 века с белокаменными палатами. Зодчий, выполнявший монарший заказ, старался как мог. Начиная с 18 века главной задачей архитектора становится - не испортить, что естественно удавалось не всем. Кремлевский дворец съездов и надо рассматривать как вклад эпохи в этот "ансамбль" из разномастных заплат, и вклад достаточно удачный.

  • 1 
 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail