Юго-Западный район

Юго-Западный район
Юго-Западный район
По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. было постановлено: «Расширение территории г. Москвы произвести в первую очередь за счет прилегаемых к городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Кенийскими горами вдоль Москвы-реки от Кунцева до Ленино (Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и удобной по расположению пригородной территории; приступить к постепенной застройке нового Юго-Западного района с проведением водопровода, канализации и других коммунальных предприятий по обслуживанию населения.
Построить к концу десятилетия в этом районе новые жилые дома площадью в 1 миллион кв. метров». Что же представляла собой территория Юго-Западного района в то время? На карте окрестностей Москвы 1931 г. за Калужской заставой показана окружная железная дорога с путепроводом на бывшем Калужском шоссе, которое, пройдя менее 1 км по застроенной домами и мелкими заводами местности, ответвляло от себя идущее на запад Воробьевское шоссе, а само, делая здесь небольшой изгиб, устремлялось на юго-запад. В 2,5 км дальше от него ответвлялось Боровское шоссе, сперва как бы продолжавшее на юго-запад Калужское шоссе, но затем, менее чем за 1 км, круто, почти под прямым углом поворачивавшее на запад, чтобы, пройдя ок. 2,5 км в этом направлении, снова повернуть на юго-запад, приближаясь далее к Киевской железной дороге близ разъезда Суково. Бывшее Калужское же шоссе после отхода от него Боровского шоссе шло почти прямо на юг.

На бывшем Калужском шоссе, сейчас же после отхода от него Воробьевского, лежала по его правой стороне Живодерная слобода, напоминавшая о том, что здесь и по другую сторону бывшего Калужского шоссе недавно еще убивали больных и старых лошадей, закапывая тут же в землю их туши, вследствие чего здесь образовалась свалка, на которую вывозили мусор и разные отбросы из города. О живодерных дворах и свалке напоминало и проходившее здесь Свалочное шоссе, и протекавшая с бывших Воробьевых гор в реку Москву у Данилова монастыря река Кровянка, Вся эта местность была пересечена оврагами.

У отхода от Калужского шоссе Боровского, по левой стороне первого, находился кирпичный завод, а дальше, по обеим сторонам этого шоссе,— село Семеновское с фруктовыми садами. В 3 км от Семеновского находился совхоз «Воронцово» с парком и двумя кирпичными заводами. На продолжении Боровского шоссе к западу находилась деревня Раменки с фруктовыми садами.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. помешала намеченному здесь генеральным планом 1935 г. строительству. До войны, в 1937—1939 гг., здесь был выстроен по проекту архитектора А. В. Власова лишь один большой дом ВЦСПС (Всесоюзного Центрального Совета Профсоюзов). Но все же на территории произошли некоторые другие изменения, отмеченные на плане Москвы 1946 г.

Свалочное шоссе получило особый мост через окружную железную дорогу. На месте Живодерной слободы появились новые улицы и переулки. У отхода от бывшего Калужского шоссе Боровского появилось новое шоссе Москва — Киев, прямой линией продолжавшее бывшее Калужское на юго-запад, тогда как бывшее Калужское скоро поворачивало на юг. На правой стороне Боровского шоссе в его начале появился совхоз им. М. Горького. От Семеновского застройка вдоль шоссе протянулась почти до Воронцова.

После Великой Отечественной войны вопрос о застройке Юго-Западного района столицы стал на первую очередь. Исключительно благоприятные в нем условия для жизни: расположение его с подветренной стороны, на высоком (свыше 80 м) берегу реки Москвы, обилие насаждений, сухость местности — все говорило за предпочтительность этого района для массовой застройки.

После того как в 1947 г. был решен вопрос о постройке на Ленинских горах новых зданий Московского университета, началась планировка местности для него и для застройки Юго-Западного района. Планировка производилась под руководством архитектора А. В. Власова.

Органически связывая новый район с исторической планировкой Москвы, планировщики в первую очередь выделили 160 га для строительства университета в центре Ленинских гор, недалеко от бровки холма над рекой Москвой. Территория университета протянулась в виде прямоугольника в глубь района, а продолжением ее был намечен Центральный районный парк.

По обеим сторонам университетской территории из центра через Лужники, с мостами через реку Москву, были намечены две магистрали — «Восточный луч» и «Западный луч». Первый составлял за рекой прямое продолжение улиц Метростроевской, Чудовки, Фрунзенского плаца до реки в Лужниках. Второй продолжал Большую Пироговскую улицу, Лужниковский проезд. Лучи теперь за рекой осуществлены и носят название: первый — проспект Вернадского, второй — Мичуринский проспект. Третья, параллельная им магистраль образовалась из бывшего Калужского шоссе, с новым путепроводом через окружную железную дорогу, и является продолжением от центра города Большой Калужской улицы. Ныне это Ленинский проспект.

Эти три магистрали пересечены под прямыми углами четырьмя поперечными проспектами. Первый из них, ныне называемый Университетским, прошел перед главным зданием университета, протянувшись от 1-й Черемушкинской улицы на запад в Кунцевский район. Второй, названный Ломоносовским, прошел позади территории университета и сквера с памятником М. В. Ломоносову от Черемушек до Мичуринского проспекта. Третий и четвертый проспекты, параллельные первым двум поперечным, намеченные юго-западнее, теперь 1-я и 2-я улицы Строителей.

В результате в Юго-Западном районе получилась так называемая шахматная планировка местности, не совсем выдержанная, так как проспекты и второстепенные между ними улицы образовали, где квадраты, где прямоугольники. Стороны тех и других доходят до 500—600 м. Ширина же проспектов — от 80 до 100 м. Сейчас намечено к застройке ок. 30 кварталов, расположенных большей частью к востоку от территории университета.

Используя рельеф местности и обилие подпочвенных вод, за строительными кварталами планировщики наметили большие живописные пруды, за которыми — продолжение Центрального парка района.

Каждый квартал имеет несколько больших жилых зданий, симметрично расположенных в отношении друг друга, окруженных зеленью. Первые постройки проектировались в виде квадратов или прямоугольников, с большими внутренними дворами. Этажность их — восемь и более этажей. С 1954 г. стали проектировать дома, корпусами которых застраивались только три стороны двора, а одна оставлялась открытою для лучшей инсоляции и вентиляции квартир. При этом открытая сторона дворов планировалась большей частью на улицы. В первых этажах зданий по улицам размещались магазины, ателье и пр., а внутри дворов — детские сады, ясли, медпункты и тому подобные общественные учреждения. В пространстве между домами планировалось устройство волейбольных, баскетбольных и других площадок для взрослых и детей, а в некоторых кварталах — сады и бассейны для детей (так называемые «лягушатники»). Тут же помещались и школы со спортивными площадками.

По генеральному плану 1950—1960 гг. предусмотрена постройка в Юго-Западном районе 2 млн кв. м жилой площади. Но до конца 1954 г. выстроено было только 88 тыс. кв. м жилой площади. Поэтому в августе 1954 г. Исполком Моссовета предложил мастерской № 3 разработать новый проект застройки района в 1955—1957 гг. Он был составлен под руководством архитектора Б. С. Мезенцева и утвержден. В основу проекта положен принцип широкого применения типовых и повторных проектов, максимальной концентрации строительства. К концу 1957 г. жилая площадь должна была увеличиться на 689,7 тыс. кв. м. Программа выполняется. К концу 1960 г. будет построено 1 860 тыс. кв. м жилой площади.

В настоящее время в Юго-Западном районе живет уже более 100 тыс. человек. Большинство из них связано работой с другими районами города. Поэтому возник вопрос о широком развитии здесь транспорта. В настоящее время этот район связан с другими районами несколькими линиями трамвая, троллейбуса и автобуса. Но их явно недостаточно. Поэтому в 1957 г. был решен вопрос о проведении в район метрополитена. Сейчас строится через реку Москву двухъярусный мост, который в нижнем ярусе пропустит метрополитен от станции «Спортивная» до станции «Университет», которая будет построена в юго-западном углу Ломоносовского и Вернадского проспектов. Намечается и вторая линия метрополитена — от станции «Калужская».

Первые кварталы для жилищной застройки Юго-Западного района были намечены между Университетским и Ломоносовским проспектами, слева и справа от территории университета: слева — кварталы №№ 1 и 2, справа — №№ 3 и 4. Сейчас кварталы №№ 1 и 2 почти полностью застроены. В кварталах же №№ 3 и 4 начинается строительство для Китайского посольства. Кварталы №№ 1 и 2 выходят на проспект Вернадского и проспект Ленина, кварталы №№ 3 и 4 — на Мичуринский проспект и параллельный ему с запада проспект, не имеющий пока названия.

Первенцами Юго-Западного района были построенные в кварталах №№ 1 и 2, близ здания МГУ семь красивых 8-этажных домов и большой 14-этажный дом для профессоров и преподавателей МГУ.

О строительстве в кварталах №№ 3 и 4 известно следующее: их архитектурный ансамбль, кроме нескольких служебных корпусов, жилых зданий и гостиницы, будет иметь тенистый парк с террасами, водоемами, искусственными холмами и беседками. В этом парке, создаваемом в духе своеобразной китайской садово-парковой архитектуры, посадят деревья и кустарники, привезенные из Китая.

За Ломоносовским проспектом кварталы №№ 3 и 4 продолжаются кварталами №№ 5, 6 и 23, еще не отстроенными.

Кварталы же №№ 1 и 2 за Ломоносовским проспектом продолжает квартал № 13, почти законченный строительством, и кварталы №№ 14,17 и 18, где строительство только начато.

По другой стороне Ленинского проспекта, между Университетским и Ломоносовским проспектами, спланированы кварталы №№ 9 и 10, а за Ломоносовским проспектом — кварталы №№ 15-а, 15 и 16. Они доходят на востоке до параллельного Ленинскому Академического проспекта (бывшее Свалочное шоссе). В них и кварталах №№ 17 и 18 будет выстроено 825 тыс. кв. м жилой площади.

Территория между окружной железной дорогой и Университетским проспектом, пересеченная оврагами, протекавшей здесь речкой Кровянкой и свалками с насыпным грунтом, первое время не планировалась, как требовавшая большого вложения средств на инженерную подготовку ее для строительства Но затем под руководством архитектора Б. С. Мезенцева, было детально обследовано эту территорию, произведено подсчеты и инженерную подготовку к строительству. Теперь эта территория разбита по восточной стороне протянутого сюда Ленинского проспекта (выпрямленного бывшего Калужского шоссе, с путепроводом через окружную железную дорогу) на строительные кварталы №№ 30,28,27 и IX, по западной стороне — на кварталы №№ 31,29,26 и 25. Здесь будр выстроены дома со 180 тыс. кв. м жилой площади. От путепровода на юг будет разбита площадь в 400 м в длину и 250 м в ширину, которая застроится многоэтажными жилыми зданиями — в соответствии с площадью по другой стороне окружной железной дороги, у бывшей Калужской заставы, большие дома на которой являются как бы воротами на бывшую Большую Калужскую улицу, ныне — часть проспекта Ленина.

Новую площадь, не имеющую еще установленного Моссоветом названия, называют пока «Площадью трех магистралей», так как, кроме идущего на юг с середины ее Ленинского проспекта, отходит с нее слева на юго-восток Черемушкинский проспект, а справа — на юго-запад Воробьевское шоссе.

Чем дальше по Ленинскому проспекту на юго-запад, тем строительные кварталы проектируются все крупнее. Например, квартал № 18 будет занимать 58 га, и на нем будут воздвигнуты дома на 5 700 кв. м жилой площади; кварталы №№ 15 и 15-а — 62,5 га с домами на 6 400 кв. м жилой площади.

Строительство на Ленинском проспекте шло следующим образом. В 1953 г. здесь начали строить два жилых дома Министерства культуры по проекту архитекторов А. Власова, Л. Павлова, С. Марковского, Г. Светлова и инженера-конструктора В. Телесницкого. В первом доме — 624 квартиры, площадью 35 тыс. кв. м. В нижних этажах — отделение связи, ателье, булочная, детская поликлиника, детсад и ясли. Во втором доме, площадью 34 878 кв. м,— общежитие студентов со столовой на 600 мест, библиотекой, парикмахерской, комбинатом бытового обслуживания.

Фасады обоих домов одеты в светло-золотистую керамику. Впереди домов — декоративные деревья. Во дворах спортплощадки. Дома заселены.

В начале 1954 г. начал строиться 8-этажный дом № 11 с 662 квартирами в 1—4 комнаты, общей жилой площадью 28 тыс. кв. м. В нижних этажах этого здания помещены магазины обуви и одежды, большое ателье, детсад и пр. Авторы проекта — архитекторы Д. Бурдин, Ю. Уманский, В. Поздняков, инженеры-конструкторы Г. Львов и В. Телесницкий. Соавторы проекта — архитектор В. Тахтамышева и Л. Березкина. Дом заселен.

В том же 1954 г. начато было строительство 14-этажного жилого дома профессоров и преподавателей МГУ на 610 квартир, общей площадью 25 100 кв. м Его стены, одетые в светлую керамику, на солнце отливают золотом Дом закончен уже в 1955 г. и заселен. А в 1956 г. рядом с ним построены были два новых корпуса. Краснокаменные корпуса, называемые блоками «А» и «Б».

В 1955 г. в целях уплотнения застройки в кварталах №№ 1 и 2 начато строительство новых корпусов на 148 тыс. кв. м, в кварталах №№ 25 и 26 — на 143,4 тыс. кв. м.

Строительство растянулось от дома ВЦСПС до блоков «А» и «Б» почти на 3 км, глубиной по обеим сторонам проспекта на 500—600 м.

Композиция застройки на Ленинском проспекте жилых зданий в кварталах №№ 25 и 26 сложилась во взаимосвязи с застройкой противоположной стороны проспекта сравнительно невысокими зданиями Академии наук. На проспект выходят 8-этажные здания, в глубине кварталов — каркасные здания в 6—10 этажей.

На Ленинском проспекте, в квартале № 25,в1958г. начал строиться Дом торговли. Стены его из полированного стекла пропустят потоки света. С трех сторон здание будет опоясано витриной длиной 120 м, глубиной 2,5 м и высотой 4 м.

Дом строится по проекту архитекторов Б. Соболевского, Ю. Пересветова, Л. Ляхова и инженеров А. Рытова и И. Третьякова.

На бывшем Боровском шоссе построено восемь корпусов 8-этажных зданий, возле которых разбит бульвар с дорожками, деревьями и клумбами. В этих зданиях все квартиры заселены.

В 1956 г. построен 7-этажный жилой корпус № 40 из крупных кирпичных блоков и 9-этажные корпуса №№ 52—56, с 710 квартирами, площадью 31 тыс. кв. м.

Запроектирована новая больница на 400 кроватей в 5-этажном здании.

В квартале № 13 в 1956 г. стояло уже более 20 многоэтажных корпусов с тысячами заселенных и обжитых квартир. В 1957 г. все жилищное строительство в этом квартале было закончено.

Поднялись, выходя на магистраль, и корпуса №№ 72—86.

Рядом с корпусами №№ 52—56 встал новый дом № 9. В одну линию с ним строятся еще два таких дома-гиганта.

В 1957 г. началась застройка кварталов №№ 17 и 18.

В новом квартале № 26 запроектировано шесть жилых корпусов, общей площадью 32 тыс. кв. м. В первых этажах их разместятся: столовая, продовольственный магазин, булочная, фотоателье, зубная поликлиника, сапожная мастерская. Возле здания ВЦСПС намечено соорудить Триумфальный въезд. К концу 1957 г. были уже подведены под крышу корпуса №№ 1, 2, 3.

В квартале № 18 летом 1957 г. начал строиться экспериментальный корпус № 25/11, спроектированный архитекторами Л. Павловым, Л. Гончаром, М. Русановой и инженером-конструктором Г. Львовым Это — 8-этажный жилой дом с малометражными квартирами. Однокомнатных квартир нет; двухкомнатных — 93, трехкомнатных — 51, четырехкомнатных — 16. В каждой квартире имеется балкон. У жильцов первого этажа перед квартирой садик размерами 8Х12 м. Высота квартир — 2,7 м. Жилая площадь двухкомнатной квартиры — 26 кв. м.

На Ломоносовском проспекте построен дом № 11/94 в девять этажей, на 606 квартир, рассчитанных на 3 900 человек. В 1956 г. он был уже заселен. По соседству воздвигнут корпус № 47.

В новых кварталах №№ 28 и 29 намечено построить в каждом по 1 160 квартир, а также школы, детские сады, магазины, ателье.

В кварталах №№ 27, 28, 29, 30, 31 будет жить 25—30 тыс. жителей.
 
    •  
      Славянка. Жилой комплекс
      Место расположения крупного кирпично-монолитного жилого комплекса «Славянка» - Юго-Западный район Подмосковья, в 700 метров от МКАД, между Минским и Сколовским шоссе. Это направление Подмосковья считается престижным благодаря особенному экологическому климату и благоприятной «розе ветров»
    •  
      Новаторов ул., квартал 38А, к. 7. ЖК.
      В Юго-Западном районе столицы расположился новый жилой комплекс, построенный по индивидуальному проекту. Этот район еще по праву называют «легкими» Москвы. Отсутствие промышленных предприятий и близость лесопарков – еще один довод в пользу того, чтобы купить квартиру в данном округе
    •  
      ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ
      "Олимпийская деревня" (ул.Удальцова д.50) - это автономный квартал из жилых и общественных зданий, которые расположены на участке площадью 5 га в престижном юго-западном районе столицы. Четыре жилых башни, малоэтажный корпус, школа, детский сад, торгово-деловой центр
    •  
      Профсоюзная. Бизнес центр
      Бизнес центр «Профсоюзная» располагается в Юго-западном районе Российской столицы. Возведенный около семи лет назад, высотой в четыре этажа, этот центр имеет вид современного архитектурного сооружения и предлагает вниманию арендосъемщиков современные, оборудованные по последнему слову техники

4 ноября 2009 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    19 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail