Краснопрудная улица

Краснопрудная улица
Краснопрудная улица

Краснопрудная улица
Улица тянется от Комсомольской площади на северо-восток почти на километр, доходя до продолжающей ее Русаковской и до Гавриковой улиц.

Красный пруд, по которому она названа, находившийся между современным Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей и занимавший свыше 23 га (т. е. территорию, почти равную Кремлю), известен в летописях с 1423 г., когда он назывался Великим прудом. Красное же село (ныне на его месте Красносельские улицы) известно с 1462 г.; по нему, вероятно, пруд позже и был переименован в Красный.

Красное село стояло на древней Стромынской дороге, но в конце XVI в.
к нему из центра города вела уже новая дорога — по современным улицам Кирова, Домниковской, северной части Комсомольской площади и Краснопрудной улице.

В конце XVII в. на северном берегу пруда находился, по преданию, Краснопрудный царский дворец. Петр I в молодости любил кататься по пруду, особенно в Семик (Троицын день), когда молодежь Красного села водила по берегу хороводы с песнями, а девушки с особыми «русальными» песнями пускали на воду венки, гадая о своей судьбе.

В XVIII в. мимо пруда шла уже большая дорога, с деревянным мостом через речку Чечору, вытекавшую из пруда в южной его части — по направлению к современной Бауманской площади. Дорога шла еще в значительной своей части среди полей. Она, как и мост, видна на плане Москвы 1739 г. Но в конце улицы по ее северной стороне почти против современного Гаврикова переулка на этом плане виден уже большой квадрат, с деревянными зданиями по всем его сторонам. Это был Фуражный, или Житный, двор, в котором хранились казенные запасы зерна.

В середине и в конце XVIII в. к югу от Красного пруда, по сторонам речки Чечоры, происходили постоянные народные гулянья; здесь стояло много качелей и других увеселительных сооружений. В 1759 г. содержатель комической оперы в Петербурге итальянец Локателли построил здесь деревянный театр и давал в нем представления на итальянском языке. Театр вмещал более 4 тыс. человек. В нем был устроен первый «публичный машкерад», а позже ставилась итальянская опера «Граф Карамелла» и др. В 1759 г. командированные из Петербурга в Москву для устройства русского театра артисты Волков и Шуйский ставили в «Локателлиевом доме» силами университетского театра русские спектакли. Однако это продолжалось недолго: в 1761 г. театр «рушился совершенно»...

В 1779—1804 гг. по Краснопрудной улице и возле нее была проведена в Москву подземная галерея Мытищинского водопровода
В конце XVIII — начале XIX в. по Краснопрудной улице проходил «Нижегородский тракт», по которому купцы на волах отправляли товары на Нижегородскую ярмарку, а сами направлялись на нее через Преображенскую заставу по Макарьевской (старой Стромынской) дороге или по Владимирке (ныне шоссе Энтузиастов) на ямских тройках или в почтовых каретах.

До середины XIX в. улица была застроена слабо. В 1850 г. она имела по левой, нечетной, стороне лишь по три двора на углах с Верхней Красносельской улицей, в которых было лишь три каменных небольших строения, два смешанных, остальные — деревянные. По четной стороне до Нижней Красносельской улицы был лишь один двор купца Урусова, имевший у Нижней Красносельской два больших каменных фабричных здания и семь маленьких деревянных; в этом дворе привольно текла речка Чечора, образуя несколько небольших прудов. За Нижней Красносельской улицей на Краснопрудную выходило 13 маленьких двориков; за этими двориками всю середину обширного квартала занимали огороды и пруд.

На северо-западном углу Краснопрудной и Верхней Красносельской улицы в деревянном здании находился издавна казенный питейный дом под названием «Тычок».

С появлением в 1851 г. на Каланчевском поле (нынешней Комсомольской площади) вокзала Московско-Петербургской железной дороги и особенно после того, как рядом с ним были выстроены в 1860-х годах вокзал Ярославской дороги, а напротив — Рязанской, Краснопрудная улица стала усиленно застраиваться. На ней появились трактиры и съестные лавки, пивные, а также дешевые привокзальные гостиницы и мелкие квартиры. В 1880-х годах по Краснопрудной улице прошла от центра в Сокольники конка, которая в начале XX в. была заменена трамваем. По южной стороне улицы почти рядом с Казанским вокзалом было выстроено большое кирпичное здание Краснопрудной трамвайной электрической подстанции. Улица была замощена булыжником, освещалась керосиновыми фонарями.

Речка Чечора во время весеннего таяния снегов и осенних дождей сильно разливалась, затопляя дворы по Краснопрудной улице и переулки. С другой стороны, после того как место Каланчевских «лесных рядов» было занято Рязанским вокзалом, чувствовалась потребность устроить эти ряды в другом месте, у железных дорог. Поэтому решили засыпать Красный пруд, а речку Чечору заключить в подземную трубу. То и другое было сделано в период с 1901 по 1910 г. По мере засыпки пруда на его территории ставились лесные склады.

Во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. на Краснопрудной улице, у Каланчевской площади находились баррикады, которые обороняла дружина Казанской железной дороги. Верхняя Красносельская улица была занята драгунами, которые под упорным огнем дружинников вынуждены были отсиживаться в полицейском участке. Только с помощью вызванных им на помощь артиллерии и пехоты они смогли овладеть улицей.

Ведя наступление на Николаевский вокзал, дружинники использовали глухие дворы Верхней Красносельской улицы. Через них и линию Ярославской железной дороги они проникли на Николаевскую. После боя дружинникам удалось разобрать здесь пути и временно контролировать дорогу.

Перед Октябрьской революцией Краснопрудная по своей застройке и благоустройству мало чем отличалась от ее состояния в 1850 г. Посаженная в 1878 г. вдоль улицы аллея из 200 голландских лип пропала

В 1920 г. после окончания строительства нового Казанского вокзала на четной стороне ее были построены дома для управления, для служащих и рабочих Казанской дороги. В 1937 г. построен Дом железнодорожников и клуб с разнообразными культурно-просветительными учреждениями. Большими, многоэтажными жилыми домами застроена в 1930-х гг. вся четная сторона улицы между Красносельской и Гавриковой улицами. В 1933—1935 гг. под улицей была проведена линия метро первой очереди, и на углу Верхней Красносельской и Краснопрудной улиц появилась станция метро «Красносельская», построенная по проекту архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова и Ромейко.

За последние пять лет (1951—1955гг.) на месте плотины Красного пруда построены три больших здания в 8, 9 и 12 этажей, с магазинами и ателье в первом этаже.

По четной стороне улицы, за красивым пятиэтажным домом с башенкой, появился восьмиэтажный дом с колоннами и лоджиями во втором — седьмом этажах. Первый этаж дома занимают продовольственный магазин и большая столовая. Дом доходит до Нижней Красносельской улицы.

За домом в 9 этажей на восточном углу улицы, построенным до 1950 г., первый этаж которого занят комбинатом бытового обслуживания, закончено в 1955 г. строительство 14-этажного жилого дома (№ 30—34).

За ним стоит построенный тоже до 1950 г. семиэтажный жилой дом, а далее — четырех-и пятиэтажные дома.

При сравнительно большой ширине (45,8 м) улица к востоку от Комсомольской площади стала настоящим проспектом. Но далее, особенно на северной стороне улицы, еще много домов дооктябрьской постройки, в два-три этажа, причем среди них имеются и деревянные неоштукатуренные дома.

По Краснопрудной улице еще движется трамвай, но его все более и более вытесняют троллейбусы и автобусы, в особенности же идущий под улицей метрополитен, одна из станций которого, «Красносельская», находится на самой улице, другая, «Комсомольская»,— вблизи нее.

На Краснопрудную улицу выходят с юга три Краснопрудных переулка, из которых последний переименован в 1922 г. в Давыдовский — в память старого большевика, рабочего мастерских Казанской железной дороги Я. П. Давыдова, убитого при взятии Перекопа в 1920 г.
 
    •  
      Краснопрудная улица (2-я половина XIX века)
      Названа находившемуся в этой местности Красному пруду. От Комсомольской площади до Русаковской улицы. Красный (Красносельский) пруд находился в районе современных строений №1-5 по Краснопрудной улице и путевого хозяйства Ярославского направления Московской железной дороги
    •  
      Комсомольская площадь
      Засыпки пруда вытекавшая из него речка Чечора была заключена в подземную трубу, а на месте деревянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. В 1933—1934 гг. значительная часть Комсомольской площади была раскопана на большую глубину: здесь проводился открытым способ
    •  
      Чечерский пр. (23 июля 1996 года).
      Брала начало к северу от Ярославского вокзала, вблизи Красного пруда (в верховьях называлась Ольховка), проходила через него, пересекая современные Краснопрудная ул., Ольховская ул. и Спартаковская ул. Далее протекала вдоль Доброслободская ул. и Елизаветинский пер. Чечёра принимала справа ручей
    •  
      Краснопрудная ул. ЦАО Красносельское. Нотариус
      ФИО: Чернова Екатерина Ивановна Адрес: Краснопрудная ул., 12/1, ст. м. «Менделеевская» Телефон: 493-55-22 Дата лицензии: 10 мая 1995 года Номер лицензии: 000679
    •  
      Русаковская ул. (7 июня 1922 года).
      Старые названия (части улицы): Сокольничье шоссе (конец XIX века) и Сокольническое шоссе, по своему расположению на Сокольническом поле. От Краснопрудная ул. до Стромынка ул. На улице находится павильон станции метро Сокольники. П. В. Сытин писал: В XIV-XV веках здесь проходила большая

23 октября 2009 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    25 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail