Комсомольская площадь

Комсомольская площадь
Комсомольская площадь

Комсомольская площадь
Площадь переименована в 1932 г. в честь Ленинского Союза Молодежи.

До 1932 г. она называлась Каланчевской, а в XVIII в.— Каланчевским полем, так как в действительности представляла собой тогда большое, почти незастроенное пространство.

По южной стороне площади на месте современного Казанского вокзала было болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока площадь имела границей Красный пруд и протекавшую из него к югу речку Чечору. На западном берегу пруда, занимая территорию нынешних Ярославского и Ленинградского вокзалов, с конца XVII в.
находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями.

Артиллерийский двор находился на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га.

Мимо него с современной Домниковской на Краснопрудную улицу пролегала дорога из города в Красное село и дальше на восток.

В конце XVIII в. по южной стороне площади была проведена подземная галерея Мытищинского водопровода; на площади было два бассейна, водой из которых пользовались окрестные жители.

В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся здесь снарядов, причем взрыв этот потряс дома всей восточной части Москвы.

В 1851 г. на месте артиллерийского двора и западнее был построен вокзал Московско-Петербургской железной дороги (архитектор К. А. Тон), сохранившийся до настоящего времени. Открытие железной дороги было «чудом» своего времени, и смельчаков ехать по ней не находилось. Поэтому пассажирами первого и второго поездов были исключительно солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков, «храбро» проехавшие из Питера в Москву и обратно. Толпы населения встречали и провожали первые поезда. Старики удивлялись: «До чего народ доходит — самовар в упряжке ходит!»

В 60-х одах XIX в. в большое здание к западу от вокзала была переведена с Пятницкой улицы таможня. Против вокзала на южной стороне площади располагались обширные «лесные ряды».

Между вокзалом и Красным прудом в 1862 г. был построен маленький вокзал Ярославской (ныне Северной) железной дороги, поезда которой до 1870 г. ходили лишь до нынешнего города Загорска. В 1906—1907 гг. вокзал был заменен новым, в сказочно-русском стиле (архитектор Ф. О. Шехтель).

Болото в южной части площади в 1860 г. было осушено, ручей Ольховец заключен в трубу, «лесные ряды» удалены, и здесь в 1862—1864 гг. построен вокзал Рязанской железной дороги, с 1894 г. ставший и Казанским вокзалом. В 1911—1926 гг. вокзал был заменен новым, по проекту А. В. Щусева. Это здание является одним из выдающихся памятников советской архитектуры. В основу его положены традиции древнего зодчества с его богатым декоративным убранством. Сложная композиция здания решена как ритмическое чередование архитектурных объемов — «теремов», искусно украшенных пышной орнаментикой.

В 1901—1910 гг. Красный пруд был засыпан, и на его месте расположились лесные склады, закрытые только после Октябрьской революции. Еще раньше засыпки пруда вытекавшая из него речка Чечора была заключена в подземную трубу, а на месте деревянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица.

В 1933—1934 гг. значительная часть Комсомольской площади была раскопана на большую глубину: здесь проводился открытым способом тоннель метро, сооружалась станция «Комсомольская» (архитектор Д. Н. Чечулин) и выходы из нее ко всем трем, вокзалам. В 1952 г. рядом построена станция метро четвертой очереди «Комсомольская-кольцевая» (по проекту академика А. В. Щусева). Старый вестибюль станции «Комсомольская», стоявший между Ленинградским и Ярославским вокзалами, заменен новым — для обеих станций метро (тоже по проекту А. В. Щусева).

В настоящее время 6-й архитектурно-магистральной мастерской Моссовета под руководством архитектора В. М. Иофана и Институтом генплана разработан проект коренной реконструкции Комсомольской площади. Ныне существующий значительный уклон ее с севера на юг будет ликвидирован. В центральной части площади будет создан нарядный партерный сквер, по обеим сторонам которого будут расположены широкие магистрали с односторонним движением. Вдоль фронта вокзалов намечено оборудовать удобные подъезды и стоянки для легковых машин, остановки для троллейбусов и автобусов, обильно озеленить территорию площади, проложить асфальтовые тротуары шириной 15 м. Тротуар у Ленинградского и Ярославского вокзалов получит выход к скверу, который создается против гостиницы «Ленинградская». Через Комсомольскую площадь будут устроены два перехода. Ведутся изыскания для устройства под площадью пешеходного тоннеля.

Во вторую очередь намечена реконструкция районов, прилегающих к площади. Создание Новокировской площади и Новокировской магистрали упорядочит сообщение с центром столицы и разгрузит Комсомольскую площадь от потока автотранспорта.
 
    •  
      Комсомольская площадь (1933 год)
      Названа в связи с 15-летием создания ВЛКСМ в честь комсомольцев — строителей Московского метрополитена. Старое название: Каланчёвская площадь, по находившемуся в этой местности Каланчёвскому полю, на котором в XVII веке был сооружен царский путевой дворец с каланчей.
    •  
      Урожай с "Поля чудес" или письма в провинцию.
      Остальные более-менее терпимы, так как находятся на достаточном удалении от жилья или же они не самые крупные. Далее, ж/д вокзалы: Комсомольская площадь - знаменитая троица Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы - что понятно, ибо такое скопление приезжих не поднимает цену
    •  
      Каланчевская, дом 32
      есекая несколько тупиков проездов и переулков. Затем улица выходит к железнодорожному мосту Алексеевской соединительной ветви, за которым расположена Комсомольская площадь и поворачивает на северо-запад. За перекрестком с Пантелеевской улицей, она продолжается уже как Большая Переяславская улица.
    •  
      Минавиапром и жилые дома
      оено здание Наркомзема (дом № 11/1,архитектор А. В. Щусев). В 1980-х годах улицу пересек Академика Сахарова просп., проложенный от Тургеневская пл. к Комсомольская пл.
    •  
      Каланчевская улица (XIX век)
      нные.   К 1862 году на Каланчевском поле были выстроены здания еще двух вокзалов — Ярославского и Рязанского, перестроенные в XX веке (см. Комсомольская площадь).   Название сохраняется также в наименовании станции Каланчевская Московского железнодорожного узла. Здесь находилас
    •  
      Торговый центр «Комсомольский»
      арантией спокойной работы служит специализированная служба охраны, работающая в круглосуточном режиме.  Адрес торгового центра «Комсомольский»: Комсомольская площадь, 3/36. Ближайшие станции метро: «Комсомольская», «Красносельская», «Проспект Мира», район Красносельский, Центральный АО.
    •  
      Рязанский пр. (конец XIX века).
      Назван по находившемуся в этой местности Рязанскому вокзалу (ныне Казанский вокзал). От Комсомольская пл. до Рязанский пер.
    •  
      Садовая-Спасская ул. (1816 год).
      В 1980-х годах улицу пересек Академика Сахарова просп., проложенный от Тургеневская пл. к Комсомольская пл.
    •  
      Мясницкая ул. (XVII век).
      После строительства вокзалов на Каланчёвской площади (ныне Комсомольская площадь) Мясницкая улица стала важнейшей транспортной артерией города. В 1870х годах по ней прошла одна из первых линий конки, в начале

23 октября 2009 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    19 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail