Горького улица (Тверская-Ямская) и Белорусского вокзала площадь

Горького улица (Тверская-Ямская) и Белорусского вокзала площадь
Тверская-Ямская 1-я ул.

Горького улица (Тверская-Ямская) и Белорусского вокзала площадь
Улица Горького между Садовым кольцом и Тверской заставой, бывшая 1-я Тверская-Ямская улица, имеет в длину 1 043 м при средней ширине в 35,2 м.

Возникновение улицы относится к середине XVI в., когда Иван Грозный построил здесь Тверскую слободу и поселил в ней ямщиков. Но, как показывает межевой план 1683 г., слобода и через сто лет имела всего девять домиков и деревянную церковь; располагались они сразу же за земляным валом. С главной и единственной улицы слободы начинались две дороги — Тверская и Волоцкая; последняя шла западнее Тверской дороги и пересекала верховье реки Пресни, так что можно предполагать, что она совпадала с трассой современного Ленинградского проспекта.

В XVII и XVIII вв.
на этой дороге стояли большей частью курные избы ямщиков с длинными дворами и огородами позади них. Ямщикам принадлежала и современная Миусская площадь, на которой были их пахотные поля. Такие же поля шли к западу вдоль современной Большой Садовой улицы. Но в конце XVIII в. слобода расширилась и имела уже несколько идущих параллельно, но кривых улиц.

В 1766 г., во время генерального межевания, в слободе было дворов ямщиков — 384, дворов «разных чинов людей» — 324, земли ямской — 398 га. Из нее причту церкви Василия Кесарийского было отведено около 5 га.

Пожар 1773 г. уничтожил слободу дотла. Постройка новых изб для ямщиков была произведена на средства правительства, причем была улучшена планировка слободы, в основном сохранившаяся до настоящего времени. Новую планировку и застройку слободы проектировал архитектор Петр Бортников.

Все деревянные дома и избы были заменены каменными, однотипными. На каждом дворе ямщика стояло два жилых каменных домика — для хозяина и для приезжающих; при них — сени, чуланы, сараи и навесы. Крыши домов были покрыты тесом с дранью, крыши навесов — одной дранью на лубе. Дома в слободе принадлежали: 110 — ямщикам, 50 — их вдовам, 10 — кузнецам, 5 — причту церкви Василия Кесарийского, 1 — управителю слободы.

Дворы ямщиков были длинные и узкие: по улице их ширина равнялась всего 18,2 м. Некоторые из домов по улице были в XIX в. надстроены одним-двумя этажами и сохранились до нашего времени.

Пожар 1812 г. не причинил улице особого вреда, так как горела лишь незначительная ее часть близ современной площади Маяковского. Но дилижансы и почтовые кареты, которые начали курсировать в первой половине XIX в., а особенно построенная в 1851 г. Петербургско-Московская железная дорога, вытеснили ямской промысел. Улица стала заселяться представителями других профессий. После постройки в 1870 г. в конце ее Смоленского (ныне Белорусского) вокзала по улице было открыто много лавок, меблированных комнат, трактиров и т. п. В 1872 г. по ней прошла из центра к вокзалу конка. Замощена улица в это время была булыжником, освещена керосиновыми фонарями.

После Октябрьской революции улица была асфальтирована, залита электрическим светом, с нее снят трамвай, заменивший конку в начале XX в., по улице построено много больших и красивых домов. На углу с Лесной улицей сооружен по проекту архитектора М. И. Синявского 11-этажный дом (№ 64).

В 1951 г. близ дома № 64 был построен другой жилой дом (№ 56), в девять этажей, по проекту архитекторов М. Е. Рожина, В. С. Уляшова и инженера-конструктора Т. Е. Авругина. Многие старые дома надстроены двумя-тремя этажами.

Белорусский вокзал был перестроен еще в 1909 г. по проекту архитектора И. И. Струкова. Тогда же им был построен через железнодорожные пути новый мост для соединения улицы с Ленинградским проспектом. После Великой Отечественной войны этот мост перестроен в красивый путепровод. Несколько раньше, в июле 1936 г., были сняты каменные Триумфальные ворота, построенные архитектором О. И. Бове в 1829—1834 гг., так как они мешали усилившемуся автомобильному движению. С целью устранения остановок для пропуска пересекающих улицу автомобилей под реконструированным путепроводом устроен тоннель к вокзалу.

В 1937 г. в восточном крыле здания вокзала сооружен вестибюль станции метро «Белорусская» (архитекторы Н. Н. Андраканис и Н. А. Быкова), а с 1952 г. этот вестибюль обслуживает еще и станцию «Белорусская-кольцевая» (архитекторы Н. А. Быкова и И. Г. Таранов).

Площадь перед вокзалом реконструирована, и на ней в живописном сквере 10 июня 1951 г. открыт памятник великому русскому писателю А. М. Горькому, по эскизу И. Д. Шадра, работы В. И. Мухиной, Н. Г. Зеленской и 3. Г. Ивановой.
 
    •  
      Горького улица
      Именем писателя А. М. Горького улица названа в 1935 г., за год до его смерти. До этого она называлась Тверской улицей Белого города — от современной площади Революции до Пушкинской площади, Тверской улицей Земляного города — от Пушкинской площади до площади Маяковского, — и 1-й Тверской-Ямской
    •  
      Тверская ул. (конец XV века).
      Тверская улица Белого города и Тверская улица Земляного Города. В 1932-1990 годы называлась: улица Горького (часть ее), в честь писателя Максима Горького (А. М. Пешкова). От Манежная пл. до Триумфальная пл.
    •  
      Тверская-Ямская 1-я ул.(1-я половина XIX века).
      Названа по находившейся в этой местности, вдоль дороги на Тверь, Тверской ямской слободе. В 1932-1990 годы называлась: улица Горького (часть ее) (см. Тверская ул.). От Триумфальная пл. до Тверская Застава пл.. Тверская-Ямская слобода образовалась в конце XVI века у Тверских ворот
    •  
      Охотный ряд
      Так как здесь река Неглинная в половодье и во время больших дождей заливала всю местность. В конце XV в. по трассе улицы Горького прошла с Красной площади большая торговая дорога в Новгород, способствовавшая появлению и развитию в этой местности постоялых дворов
    •  
      Белый город
      Чертольские — с улицы Волхонки, Арбатские — с улиц Фрунзе и Калинина, Никитские — с улицы Герцена, Тверские — с улицы Горького, Петровские — с Петровки, Сретенские — с улицы Дзержинского, Мясницкие — с улицы Кирова, Покровские — с улицы Чернышевского
    •  
      Москворецкая улица
      С окончанием постройки кремлевских стен и устройством перед ними плацдарма, Москворецкий мост был передвинут ниже по реке на линию Тверской (улица Горького) — Пятницкой улиц, и простоял до 1938 г. Москворецкая улица появилась как съезд с Красной площади на этот мост и не была обстроена
    •  
      Тверская-Ямская 1-я ул.(1-я половина XIX века).
      ь, Тверской ямской слободе. В 1932-1990 годы называлась: улица Горького (часть ее) (см. Тверская ул.). От Триумфальная пл. до Тверская Застава пл.. Тверская-Ямская слобода образовалась в конце XVI века у Тверских ворот, за пределами Земляного города
    •  
      Тверская-Ямская 1-я ул., 32. Доходный дом Е.И. Курникова
      Тверская-Ямская 1-я ул., 32. Доходный дом Е.И. Курникова Доходный дом Е.И. Курникова был выполнен в оригинальной манере (архитектор Э.К. Нирнзее). Своим видом историческое здание украшало улицу. В 1997 году дом снесли, а к 2000 году на его месте уже красовался «новодел».
    •  
      Тверская-Ямская 1-я ул. Гостиница и ресторан «Якорь» (XIX век)
      Тверская-Ямская 1-я ул. Гостиница и ресторан «Якорь» (XIX век) Здание относилось не только к памятникам архитектуры, но и носило мемориальное значение – здесь бывал А.С. Пушкин. Для столичных властей, видимо, не оказалось разницы между исторической гостиницей XIX века и современным отелем
    •  
      Тверская-Ямская 1-я ул., 34-36. Доходные дома (начало XX века)
      Тверская-Ямская 1-я ул., 34-36. Доходные дома (начало XX века) Интересный образец исторической застройки главной городской улицы начала XX века (построен в1904 году). Через 90 лет был признан аварийным и подлежащим сносу. После уничтожения дома 34, на его месте выросла гостиница «Тверская»
    •  
      Тверская-Ямская 2-я ул., (чётная сторона). Дом (XIX век)
      Тверская-Ямская 2-я ул., (чётная сторона). Дом (XIX век) Начало XXI века унесло с собой здание, имевшее черты исторической застройки района Тверских-Ямских улиц.
    •  
      Тверская-Ямская 1-я ул. ЦАО Тверской. Нотариус
      ФИО: Новиков Андрей Николаевич Адрес: Тверская-Ямская 1-я ул., 29, стр. 3, ст. м. «Белорусская» Телефон: 250-27-83 Дата лицензии: 16 мая 1994 года Номер лицензии: 000445

21 октября 2009 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    25 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail