Бережковская набережная
Бережковская набережная
Бережковская набережная идет по правому берегу реки Москвы от Бородинского моста до моста через речку Сетунь. Длина ее — 2 675 м, средняя ширина — 35 м Название свое она получала от бывшей у Бородинского моста в XVI—XVII вв. патриаршей рыбачьей слободы «на Бережках», с церковью Тихвинской Божьей Матери. В 1764 г. все церковные слободы и земли были взяты в казну, а рыбаки стали экономическими крестьянами; часть их в 1785 г. приписалась к мещанам. В 1780-х гг. мещанин А. Михайлов просил Каменный приказ разрешить ему построить в его дворе «жилую избу с сеньми, при ней светлицу и сарай» для выделки кож. «Кожевенная изба» была ему разрешена
До настоящего времени сохранились еще построенные в XIX в. на месте Бережковской слободы каменные дома и здание бывшей Тихвинской церкви. Но ближайшая к Бородинскому мосту и Большой Дорогомиловской улице часть кварталов, бывших на месте слободы
(дома №№ 2—12), в 1954 г. была снесена. На освободившейся площади между Бородинским мостом и Киевским вокзалом распланирован по проекту архитекторов В. Долганова и Ю. Гриневецкого обширный сквер, в центре которого будет поставлен монумент в память 300-летия воссоединения Украины с Россией.
Доживающий свои последние дни квартал бывшей Бережковской слободы (дома №№ 14— 36) был занят в дореволюционное время небольшим сахарным заводом Гамера и Ко, от которого сохранился один корпус, и фабрикой канвы торгового дома Д А. Добржияловского и М. Мейеровича, основанной в 1879 г. Ее здания, а также здание бывшей Тихвинской церкви стоят еще на набережной за невысокой каменной стеной с арками у Киевского вокзала.
Скоро остатки кварталов на месте бывшей Бережковской слободы будут снесены, и на их месте построят многоэтажные жилые дома.
За слободой к западу в древности лежал Красный луг. К середине XIX в. на месте луга были уже большие огороды частных лиц. В это время слобода состояла из четырех небольших кварталов, с Большим и Малым Тихвинскими переулками, шедшими параллельно реке Москве. В них было 32 небольших двора с деревянными строениями, среди которых только шесть дворов имели 12 небольших каменных зданий. В нескольких дворах были сады.
К 1914 г. в большинстве дворов строения были каменные. Владельцы дворов были большей частью мещане, в меньшей мере — купцы.
В конце XIX в. на берегу реки Москвы, южнее слободы, расположились товарные склады железной дороги, которые оставались там до последнего времени. Там же в 1916 г. был построен химический завод.
Только после Великой Отечественной войны склады были удалены с набережной. Проезжая часть ее асфальтирована и прекрасно освещена. Еще раньше берег был облицован гранитом, а поверху поставлена чугунная решетка. Сейчас набережная превратилась в большую магистраль, связывающую Киевский вокзал с Ленинскими горами. В 1955 г. на набережной построен по проекту архитекторов И. Н. Кастель и Т. Г. Заикина одиннадцатиэтажный жилой дом (№ 40) — первенец ее застройки. Правда, за ним дальше по набережной стоит шестиэтажный жилой дом, сооруженный из крупных блоков еще в 1930-х гг., с балконами, промтоварным магазином и булочной, но он представляет собой уже пройденный этап в застройке набережных Москвы.
В 1930-х же годах была сооружена на набережной теплоэлектростанция (Фрунзенская ТЭЦ). Два двухэтажных здания станции расположены между указанным новым домом (№ 42) и территорией большого Фрунзенского химического завода, доходящей по набережной до окружной железной дороги. Проезд набережной под окружной железной дорогой расширен в 1953 г. в связи со строительством подъездных путей к зданию Московского университета на Ленинских горах.
Между окружной железной дорогой и речкой Сетунью разбросаны здания еще одного небольшого химического завода. Они предназначены к сносу: здесь проектируется постройка здания Научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения, объемом 115 тыс. куб. м. Проект постройки составлен архитектором Е. Иохелесом с главным технологом М. Васильевым, инженером-конструктором В. Германом, архитектором Е. Хлыстовой, при участии архитекторов В. Кузьмина и Е. Староносовой.
До настоящего времени сохранились еще построенные в XIX в. на месте Бережковской слободы каменные дома и здание бывшей Тихвинской церкви. Но ближайшая к Бородинскому мосту и Большой Дорогомиловской улице часть кварталов, бывших на месте слободы
(дома №№ 2—12), в 1954 г. была снесена. На освободившейся площади между Бородинским мостом и Киевским вокзалом распланирован по проекту архитекторов В. Долганова и Ю. Гриневецкого обширный сквер, в центре которого будет поставлен монумент в память 300-летия воссоединения Украины с Россией.
Доживающий свои последние дни квартал бывшей Бережковской слободы (дома №№ 14— 36) был занят в дореволюционное время небольшим сахарным заводом Гамера и Ко, от которого сохранился один корпус, и фабрикой канвы торгового дома Д А. Добржияловского и М. Мейеровича, основанной в 1879 г. Ее здания, а также здание бывшей Тихвинской церкви стоят еще на набережной за невысокой каменной стеной с арками у Киевского вокзала.
Скоро остатки кварталов на месте бывшей Бережковской слободы будут снесены, и на их месте построят многоэтажные жилые дома.
За слободой к западу в древности лежал Красный луг. К середине XIX в. на месте луга были уже большие огороды частных лиц. В это время слобода состояла из четырех небольших кварталов, с Большим и Малым Тихвинскими переулками, шедшими параллельно реке Москве. В них было 32 небольших двора с деревянными строениями, среди которых только шесть дворов имели 12 небольших каменных зданий. В нескольких дворах были сады.
К 1914 г. в большинстве дворов строения были каменные. Владельцы дворов были большей частью мещане, в меньшей мере — купцы.
В конце XIX в. на берегу реки Москвы, южнее слободы, расположились товарные склады железной дороги, которые оставались там до последнего времени. Там же в 1916 г. был построен химический завод.
Только после Великой Отечественной войны склады были удалены с набережной. Проезжая часть ее асфальтирована и прекрасно освещена. Еще раньше берег был облицован гранитом, а поверху поставлена чугунная решетка. Сейчас набережная превратилась в большую магистраль, связывающую Киевский вокзал с Ленинскими горами. В 1955 г. на набережной построен по проекту архитекторов И. Н. Кастель и Т. Г. Заикина одиннадцатиэтажный жилой дом (№ 40) — первенец ее застройки. Правда, за ним дальше по набережной стоит шестиэтажный жилой дом, сооруженный из крупных блоков еще в 1930-х гг., с балконами, промтоварным магазином и булочной, но он представляет собой уже пройденный этап в застройке набережных Москвы.
В 1930-х же годах была сооружена на набережной теплоэлектростанция (Фрунзенская ТЭЦ). Два двухэтажных здания станции расположены между указанным новым домом (№ 42) и территорией большого Фрунзенского химического завода, доходящей по набережной до окружной железной дороги. Проезд набережной под окружной железной дорогой расширен в 1953 г. в связи со строительством подъездных путей к зданию Московского университета на Ленинских горах.
Между окружной железной дорогой и речкой Сетунью разбросаны здания еще одного небольшого химического завода. Они предназначены к сносу: здесь проектируется постройка здания Научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения, объемом 115 тыс. куб. м. Проект постройки составлен архитектором Е. Иохелесом с главным технологом М. Васильевым, инженером-конструктором В. Германом, архитектором Е. Хлыстовой, при участии архитекторов В. Кузьмина и Е. Староносовой.
-
-
Элитный «сталинский» дом на набережной Москва реки, рядом с одной из самых известных улиц столицы - Кутузовским проспектом (Новый Арбат). 11-этажный жилой дом с элементами модерна построен в 1955 году. Архитекторы: И. Н. Кастель, Т. Г. Заикин. -
Данный дом относится к первой серии - типовые пятисекционные шестиэтажные жилые дома со стенами из крупных элементов - блоков. Кроме здания на Бережковской набережной эта серия была апробирована также на Велозаводской и Валовой улицах, на Большой Полянке, д. 4 – первые блочные дома советской -
Жилые дома на Дербеневской набережной, на Тверской (в стиле итальянского Возрождения), Полянке и Валовой (первые блочные дома Москвы), Бережковской набережной («сталинка» с богатым внутренней отделкой), Велозаводской и др. Наиболее интересной работой считается «Дом Бурова -
Профсоюзная ул., Ленинский просп., Обручева ул. продажа квартир Киевская 8 988$ за кв. м. Сетуньский 1-й пр., Бережковская наб., Беловежская ул., Земледельческий пер. продажа квартир Алтуфьево 5 937$ за кв. м. -
Выход в город осуществляется к Киевскому вокзалу, Большой Дорогомиловской улице, Бережковской набережной, на Киевскую и Брянскую улицы. Существовавший до 1953 года наземный вестибюль сейчас разобран
-
18 октября 2009 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.