Зацепский Вал и Валовая улица

Зацепский Вал и Валовая улица
Зацепский Вал улица

Зацепский Вал и Валовая улица
Улица получила название в 1820-х годах по соседней, более старой, улице Зацепе, в это время отделявшейся от нее большей частью незастроенным пространством.

Улица Зацепский вал еще в начале XX в. тянулась от Серпуховской(Добрынинской) площади до Малого Краснохолмского моста на Водоотводном канале. В XIX в. Валовая улица то выделялась из Зацепского вала, то включалась в его состав. Ныне она снова выделена, и Зацепский вал идет теперь до Малого Краснохолмского моста лишь от Новокузнецкой улицы.

В XIV—XVI вв.
на месте вала находились луга и «всполья», на которых в начале XVII в. пасли коров, принадлежавших царице-инокине Марфе, матери царя Михаила Федоровича. Местность пересекалась старицей реки Москвы.

В конце XVI в. местность была разрезана поперек старицы Земляным валом со рвом. Надо думать, что уже в XIV—XVI вв. на севере, за лугами, лежали татарские слободы (ныне здесь Татарские улицы, из которых Большая Татарская переименована в улицу Землячки), а к югу — слобода кожевников (нынешние Кожевнические улицы и переулки). В конце XVI в. Борис Годунов поселил рядом со слободой кожевников Коломенскую ямскую слободу (нынешняя Дубининская, бывшая Коломенская-Ямская улица).

Хотя на дошедших до нас планах-чертежах Москвы XVII в. против Дубининской улицы и продолжающей ее к северу Новокузнецкой не названо ворот на Земляном валу, но все другие данные показывают, что они здесь были, и здесь шла большая дорога до XVII в.

Об этом говорит большая населенность этой части Замоскворечья: в XVII в. на месте Татарских улиц уже стояли слободы.

О большой дороге по Новокузнецкой и Дубининской улицам свидетельствует и нахождение на первой в XVI—XVII вв. кузнецких слобод, на второй — слободы ямщиков, возивших в Коломну людей и товары. Ямщики и в других местах (в Дорогомилове, на Тверской-Ямской, и на Ульяновской) были поселены на больших дорогах, и в отношении Коломенской ямской слободы не могло быть исключения.

В сообщении о казнях стрельцов при Петре I 30 сентября 1698 г. прямо указаны Калужские, Серпуховские и Коломенские ворота. Коломенские ворота, несомненно, стояли у Коломенской ямской слободы, т. е. между Зацепой и Новокузнецкой улицами.

Наконец, об этом говорит и обозначенный на плане 1739 г.— первом точном плане Москвы — пролом в Земляном валу между современными Новокузнецкой и Дубининской улицами.

В 1683—1722 гг. у ворот Земляного вала осматривали привозимые в город товары — нет ли среди них не оплаченных пошлиной или запрещенных к ввозу в город «корчемных питей». В Замоскворечье особенно удобно было провозить контрабанду в возах с сеном. Осмотр возов был труден и требовал иногда нескольких дней ожидания в очереди. Чтобы возы соблюдали очередь, перед ними протянули длинную железную цепь, за которой скоро появились лавочки, палатки, харчевни и пр. За цепью образовалась улица Зацепа.

Есть и другое объяснение названия этой улицы: здесь останавливали, «зацепляли» возы с кладью для таможенного осмотра. В возах с сеном контрабанду нащупывали длинными палками с крючками, которые назывались «щупок», или «щипок». Отсюда и улица возле Зацепы, шедшая до XIX в. к Серпуховским воротам, где производился осмотр возов с сеном, до сих пор носит название «Щипок».

В это время луга к северу от Зацепского вала были уже отчасти застроены, и кварталы выходили к валу современными Новокузнецкой, Лужниковской и Большой Татарской улицами. К югу же от вала были лишь небольшие кварталы у Кожевнической улицы, Зацепы и у Серпуховских ворот. На современную Валовую улицу с южной стороны выходили пахотные поля.

В 1736 г. здесь стоял Балчужной мясной ряд (перенесенный после пожара с Балчуга). Немного восточнее стояли «бойни онаго ряду подле Земляного города на протоке» (старице реки Москвы).

Бойни вскоре были удалены отсюда за Камер-Коллежский вал, но мясные ряды долго оставались, пока в конце XVIII в. не были вытеснены строительством домов на современную площадь перед Павелецким вокзалом, где вокруг них стали овощные, зеленные и прочие лавки, т. е. образовался Зацепский рынок, несколько раз удалявшийся отсюда и снова возвращавшийся.

В 1790 г. на Зацепском земляном валу, который был уже сильно разрыт, а ров засыпан, стояло множество казенных и частных строений: у Серпуховских ворот находились деревянные лавки купца Русакова, а также 11 дворов с лавками или кузницами купцов, чиновников и военных. От Зацепы до реки Москвы стояли дворы, харчевни, кузницы, лавки, бани, сторожки «для бережения лесов» (у нынешнего Большого Краснохолмского моста, где был рынок сплавного леса). Здесь уже тогда был — возле урочища, называемого Красный Холм, «мост пловучий через Москву-реку».

В 1812 г. стоявшие по обеим сторонам Зацепского вала деревянные строения сгорели.

В 1820-х годах земляной вал был срыт, ров окончательно засыпан, и на их месте появилась улица Зацепский вал.

По обеим сторонам улицы скоро были построены новые дома. Но еще в 1850 г. между современными Новокузнецкой и Большой Татарской улицами стоял только один каменный дом — на углу Новокузнецкой. Остальные дома были деревянные, а между Большой Татарской улицей и Водоотводным каналом на улицу выходили пахотные поля и огороды.

На другой стороне улицы было только два двора у Зацепы, с тремя каменными и одним деревянным зданием. Дальше, до Водоотводного канала, тянулись поля и огороды, а перед Малым Краснохолмским деревянным мостом находился продолговатый пруд.

Дома по ту и другую стороны улицы в 1850 и 1867 гг. принадлежали купцам, мещанам и ямщикам. Слободе последних принадлежала огородная и пахотная земли у Кожевнической улицы.

В 1882 г. огороды между Большой Татарской улицей и Малым Краснохолмским мостом были рке застроены; земля ямщиков Коломенской слободы оставалась незастроенной. Среди 12 владельцев дворов было шесть купцов, три мещанина, один купеческий сын, один крестьянин и один чиновник.

В 1898—1899 гг. между Кожевнической и Коломенской-Ямской улицами, по прежней старице, были проведены пути Павелецкой железной дороги, и на Зацепе появился нынешний Павелецкий вокзал. Большая площадь перед ним, доходившая до самого вала, вскоре была застроена каменными домами и лавками Зацепского рынка, но перед вокзалом еще оставались свободные участки. Вокзал оживил местность, и на выходившей к Зацепскому валу у Малого Краснохолмского моста земле Коломенской-Ямской слободы были построены большие каменные дома.

На углу Лужниковской и Зацепского вала, в доме № 12/31, находится Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Его основатель — страстный любитель театра А. А. Бахрушин — начал свою собирательскую деятельность в 1890-х годах. В 1913 г. он передал музей в ведение Академии наук. В фондах музея находятся богатейшие материалы по истории русского театра: рукописи и автографы крупнейших артистов, их мемориальные вещи, портреты кисти лучших художников, редкие фотографии, многочисленные эскизы декораций и костюмов с XVIII в. до наших дней, уникальные афиши.

На Зацепе в 1907 г. появилось первое в Замоскворечье высшее учебное заведение — Московский коммерческий институт (ныне Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова — Стремянный переулок, 28).

В 1940 г. позади старых домов №№ 11—19 был построен шестиэтажный жилой корпус с небольшими, но весьма благоустроенными квартирами.

Большое 15-этажное здание выросло на Валовой улице. В нем — свыше ста благоустроенных квартир, общей площадью около 5 тыс. кв. м.

В 1951 г. на Валовой улице по проекту архитекторов И. Н. Кастеля, Т. Г. Заикина и инженера-конструктора Ю. А. Дыховичного построен новый жилой дом (№ 6—8) в 14 этажей. Там же, на углу Зацепского вала и Новокузнецкой улицы, появился вестибюль станции «Новокузнецкая», соединенный большим подземным тоннелем с этой станцией метро. Вестибюль построен по проекту архитекторов Н. Я. Колли и И. Н. Кастеля.
 
    •  
      Зацепский Вал улица (XIX век)
      Названа по находившемуся в этой местности валу Земляного города и примыкавшей к нему улице Зацепа. В разные годы в XIX веке называлась также: проезд по Земляному Валу, Валовая улица и Коровий Вал. От Малого Краснохолмского моста до Валовой улицы
    •  
      Валовая ул. (начало XIX века)
      Названа по проходившему в этой местности в XVI веке валу Земляного города. Старое название: улица Зацепный Вал (часть ее) (см. улица Зацепный Вал). От Павелецкой площади до Серпуховской площади. Улица является частью Садового кольца
    •  
      Жилой Дом. Валовая дом 4-2
      Дом, расположенный на улице Валовая, 4-2, на пересечении с Новокузнецкой, имеет угловое решение. Часть здания, обращенная в сторону метро «Павелецкая» — кольцевая, поднимается над основным объемом на один этаж и завершается балюстрадой с обелисками
    •  
      Жилой дом. Валовая дом 6-8
      Многоэтажное здание (Валовая улица, 6-8) всем своим композиционным строем тянется вверх. Оно представляет собой как бы нижнюю часть высотного здания, не получившую завершения (1951 г., архитекторы И. Н Кастель, Т. Г. Заикин, инж. О, А Дыховичный)
    •  
      Валовая, дом 20
      Современный жилой дом класса «В» построен в районе Замоскворечье, недалеко от станции метро «Новокузнецкая», на улице Валовая, дом 20. Элитное здание имеет 14 этажей. В квартирах выполнен качественный ремонт, поставлены входные бронированные двери, окна с тройными деревянными стеклопакетами
    •  
      Павелецкая
      Выход в город осуществляется на улицы: Павелецкая площадь, улица Зацепа и Дубининская, Садовое кольцо (Валовая улица и улица Зацепский Вал), Новокузнецкая. Конструкция станции - колонная трёхпролётная глубокого заложения
    •  
      Водолей
      Прекрасно оборудованный и роскошный офис очень благоприятно скажется на ведении ваших дел. Улицы Самые благоприятные улицы для Водолеев Валовая улица Дубининская ул. Кожевническая ул. ул. Бахрушина ул.Новокузнецкая Астрологи заметили, что для Водолеев особенно неблагоприятными

14 сентября 2009 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    26 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail