Балчуг улица

Балчуг улица
Балчуг ул.

Балчуг улица
Балчуг — небольшая улица, длиной всего в четверть километра, между рекой Москвой и Водоотводным каналом. До 1938 г. она была соединена Москворецким мостом с Москворецкой улицей и Красной площадью, и по ней шло все движение с площади в Замоскворечье. Улица была людной, шумной.

В 1938 г. старый Москворецкий мост был снят, новый прошел по другому направлению, и по Балчугу движение стало меньше. Для нового моста была снесена значительная часть домов по западной стороне улицы. Чугунный мост на Водоотводном канале связывает Балчуг с Пятницкой улицей.

Балчуг — одна из стариннейших московских улиц.
Она появилась не позже конца XIV в., когда белокаменный Кремль Дмитрия Донского оттеснил посад на современную Красную площадь и дальше к востоку, и движение с посада на Большую Ордынку заменилось движением на Пятницкую улицу.

«Бал-чех» означает по-татарски грязь, болото, которое здесь действительно существовало. В XVI в. на Балчуг выходили главные ворота Государева сада, а у Москвы-реки появились две бани с длинными журавцами для подачи воды. Эти бани и сад видны уже на первом, так называемом Петровом, чертеже Москвы конца XVI в. Возле бань находились деревянные лавки.

Возле церкви Георгия в Ендове Иван Грозный построил первый «царев кабак» для опричников. У входа на Москворецкий деревянный «живой» мост стояли лавки, вероятно, со съестными припасами.

В 1669 г. здесь, «едучи из города с Живаго Москворецкого мосту на левой стороне», находились ряды: Мясной из 45 маленьких лавок, Калачный из 28 лавок и шалашей и Солодовый из 40 лавок. Напротив этих рядов, «идучи от Живаго моста по правую сторону», стояли три «избы-харчевни» и 52 лавки. Как видим, Балчуг в это время представлял собой обширный пищевой рынок.

В 1701 г. большой пожар уничтожил лавки и дворы Балчуга. Но последние скоро были вновь отстроены. Часть их захватили торговцы из Китай-города. В 1730 г. на Балчуге снова был сильный пожар, во время которого погорели не только деревянные лавки и дворы, но и мосты. Распространению пожара способствовал находившийся в то время на набережной лесной рынок. После пожара Сенат распорядился: «На Балчуге дворикам не быть, а быть анбарам и лавкам, как были, и крыть без скалы (бересты) по указу; харчевни строить каменные, а деревянные не строить, понеже в тех деревянных харчевнях случаютца пожары».

Мясные ряды чрезвычайно загрязняли местность. Поэтому Сенат в 1735 г. предложил полиции удалить мясные ряды и бойни от жилья в «приличные места». Балчужный мясной ряд по желанию самих мясников переселился за Земляной город.

В 1744 г. близ Балчуга находилась Конная площадка (место продажи лошадей). Через старицу вел на Пятницкую улицу высокий деревянный мост, на котором стояла «фартинная изба».

В 1783 г. большое весеннее наводнение снесло на Балчуге множество деревянных лавок, разрушило многие каменные здания, в том числе колокольню церкви Георгия в Ендове. После этого в 1783—1786 гг. на старице был устроен Водоотводный канал.

Но ров вдоль Балчуга еще долго сохранялся. Вопрос о его засыпке встал лишь около 1835 г. Когда на канале, в его устье, были построены Краснохолмская плотина и шлюз и канал стал судоходным, ров был отгорожен от него земляной насыпью и вскоре засыпан.

После устройства Водоотводного канала на Балчуге стали строить каменные лавки, но даже пожар 1812 г., уничтоживший здесь все деревянные строения, не вывел отсюда окончательно деревянных лавок — они перемежались с каменными.

В 1829—1833 гг. Москворецкий деревянный мост поставили на деревянные фермы, укрепленные на каменных быках. На месте деревянного Высоко-Пятницкого моста появился Чугунный — с верхними чугунными фермами, и только Модельный мост остался в прежнем виде.

На плане Хотева 1850 г. по обе стороны Балчуга на всем его протяжении видны каменные лавки бакалейщиков, скобяников и т. п. Только с восточной стороны в ряду каменных лавок стояли еще две деревянные. Лавки помещались большей частью в двухэтажных домах и занимали часто оба этажа. В других домах над лавками были квартиры. В первом доме от Москворецкого моста по восточной стороне находились Москворецкие бани, а за лавками, с каждой стороны улицы,— по три больших двора, в которых размещались склады.

В мае 1870 г. деревянные фермы и покрытие Москворецкого моста сгорели, и в 1872 г. на старых четырех быках был построен железный мост, снятый только в 1938 г., после постройки ныне существующего моста.

В 1888 г. на месте «висячего» Чугунного моста был построен на четырех каменных опорах стоящий до настоящего времени железный мост.

В начале XX в. на Балчуге, по восточной стороне его, стояло 9 дворов, по западной — 12. Большинство этих дворов имело лавки; они занимали территорию до 455 кв. м. Но по восточной стороне улицы был в это время выстроен огромный многоэтажный дом Новомосковской гостиницы. За ней, у Водоотводного канала, приютилась гостиница «Балчуг».

После Октябрьской революции лавки и склады Балчуга перешли к различным учреждениям. С постройкой в 1938 г. нового Москворецкого моста, направленного на Большую Ордынку, и снятием старого моста, связывавшего Москворецкую улицу с Балчугом, последний перестал быть связующим звеном между центром и Замоскворечьем.
 
    •  
      Балчуг ул. (XVIII век)
      Названа по своему расположению в местности Балчуг. Название местности происходит от татарского слова «балчех» — грязь, глина. Здесь после наводнений долго не просыхала земля. От Раушской набережной до Садовнической набережной. Балчугом с XIV века называли низину в Замоскворечье
    •  
      Балчуг ул., 15. Гостиница «Балчуг» (середина XIX века)
      Балчуг ул., 15. Гостиница «Балчуг» (середина XIX века) Гостиница Балчуг была построена в середине XIX века и стала исполнять свое предназначение в 1860-х годах. Позже ее перестроили (в 1911 году), проектом занимался архитектор В.Д. Глазов. С 1957 года, здание старинного отеля стало относиться
    •  
      Балчуг ул., нечётная сторона. Историческая застройка (XIX век)
      Балчуг ул., нечётная сторона. Историческая застройка (XIX век) Как это часто бывает в российской столице, во время реконструкции района, в целях крайней необходимости, сносятся практически все исторические постройки. Так и произошло в 1991-2001 годах, когда «восстановление» района вокруг гостиниц

1 сентября 2009 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    24 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail