От Большой Никитской до Хлебного переулка. Прогулки с Александром Никоолаевичем

От Большой Никитской до Хлебного переулка. Прогулки с Александром Николаевичем Скрябиным
От Большой Никитской до Хлебного переулка. Прогулки с Александром Николаевичем Скрябиным
Наша очередная прогулка по улочкам и переулкам Москвы начнется с улицы Большой Никитской, где с 1866 года стоит Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, организованная Н.Рубинштейном и В.Кологривовым на базе музыкальных классов Императорского русского музыкального общества (ИРМО). Здание №13 в конце 19-го века было перестроено из дома графа Воронцова, а в середине 30-х приобрело дополнительный этаж. Именно из стен этого высшего музыкального учебного заведения, в котором курс обучения с 1879 года составлял 9 лет, и вышел тот, о ком будет далее вестись рассказ – один из наиболее ярких и самобытных русских композиторов Александр Николаевич Скрябин.

Прогулки с Александром Николаевичем Скрябиным

От Большой Никитской до Хлебного переулка

От Арбата до Большого Николопесковского переулка

 
Родился Скрябин 25 декабря 1871 года в самом сердце Москвы в семье подающего большие надежды молодого юриста Николая Александровича Скрябина, ставшего впоследствии известным дипломатом. Мать будущего композитора, талантливая пианистка Любовь Петровна Щетинина, умерла довольно рано и маленького Сашу взяла на воспитание тетя. Александр Скрябин уже в раннем детстве проявлял недюжинные способности к музыке, а поэтому в 13 лет, находясь на обучении в Кадетском корпусе в Лефортове, стал параллельно учеником Николая Зверева, дававшего частные уроки по классу фортепиано. Пансион Зверева располагался в его же доме около Плющихи, в котором преподаватель проживал с сестрой и обычно брал не более 3-х способных учеников одновременно. Интересно то, что Зверев не требовал за обучение никакой платы, а наряду со Скрябиным у него учился и Сергей Рахманинов.
 
Если от Большой Никитской двинуться в сторону Моховой, а затем свернуть направо и дойти до Волхонки, то можно, в конце концов, увидеть улицу Остоженку, на которую в 1887 году переезжает юный композитор, где и живет со своими бабушками вплоть до 1892 года. Остоженка и сегодня считается не только историческим, но и духовным центром столицы, связанным с именами Тургенева и Пушкина, а также славящаяся находящимися на ней святыми обителями – Зачатьевским монастырем, Храмом Христа Спасителя и Церковью Ильи Обыденного, чудом спасшейся в смутные постреволюционные времена. До 19-го века Остоженка не пользовалась “спросом” у московской аристократии и была переполнена питейными заведениями.
 
Закончив кадетский корпус и получив военное звание, Скрябин в 1889 году поступает в консерваторию. Ирония судьбы, но в 1891 году будущий великий композитор был отчислен за неуспеваемость из класса композиции. Спустя год, он получил золотую медаль, окончив консерваторию по курсу фортепиано. Далее А.Скрябин немало гастролирует, в том числе и заграницей. В 1892 году выходят из печати его первые музыкальные пьесы, а также композитор знакомится со своим будущим постоянным издателем – лесопромышленником Беляевым.
 
1897 год стал серьезной вехой в жизни гениального музыканта. Скрябину не только присуждается премия Глинки за пьесы для фортепиано, но и в Нижнем Новгороде он венчается с восхитительной женщиной и способной пианисткой Верой Исакович. После заграничных гастролей, в 1898 году супруги возвращаются в Москву. Поначалу они живут в Варсонофьевском переулке, а затем около года на Пречистенке, увидеть которую можно, всего лишь перейдя через один из многочисленных переулков Остоженки. Уже в конце 18-го века улица Пречистенка становится одной из самых аристократичных в Москве, а фамилии знатных владельцев домов, располагавшихся на ней, увековечены в названиях переулков (Кропоткинский, Всеволжский, Лопухинский и др.). Если пройтись по Пречистенке, то можно довольно точно сформировать в своем воображении облик той старой Москвы, которая навсегда потеряна во многих других улицах древнего города. Чего только стоят дома Бибиковых, Потемкиных, Лопухиных-Станицких и другие примечательные образцы архитектуры 18-19 вв.
 
Далее наш путь лежит от Пречистенки по Гоголевскому бульвару, носившему до 1924 года название Пречистенский бульвар, до площади Арбатские ворота. От площади сворачиваем на Новый Арбат, изувечивший в 1960 году своим появлением многие памятники архитектуры и стерший с лица города Собачью площадку и Кречетниковский переулок. Пройдя буквально несколько шагов, поворачиваем направо в самый первый переулок, носящий название – Мерзляковский. На углу Мерзляковского и Хлебного в доме Гирша (позже Титова) с 1900 по 1904 год проживала семья Скрябиных. И сейчас этот дом стоит с нечетной стороны Хлебного переулка, выделяясь среди других построек своими внушительными размерами. Александр Николаевич Скрябин именно в этом доме написал три своих известнейших симфонии – “Первую”, состоящую из 6 частей, “Вторую” (первое исполнение которой закончилось огромным скандалом и частичным неприятием со стороны публики и многих академических авторитетов), а также гениальную “Божественную поэму”.
 
По Хлебному переулку стоит пройтись, чтобы познакомиться со всеми архитектурными стилями Москвы за три ушедших века. Это и классицизм, и эклектика, и неоклассика, и новомодные в начале 20-го века конструктивизм и модерн. Сегодня Хлебный - место расположения посольств и уютная прописка концертного зала института им. Гнесиных (что символично).
 
С 1904 по 1910 год А.Скрябин вместе с женой и детьми находится преимущественно заграницей. Там гастролирует, при этом редко наведываясь на родину. В 1908 году Скрябин получает уже 11-ю по счету Глинкинскую премию. Именно на этот период времени пришлась и роковая встреча композитора с Татьяной Шлецер, ради которой он покидает семью. Вернее супруга оставляет благоверного наедине со своим новым увлечением и вместе с детьми возвращается в Москву. Не получив от законной жены согласие на развод, Скрябин вместе с невенчанной второй супругой живет в гражданском браке, от которого рождается трое детей.
 
Помимо того, что Александр Николаевич Скрябин является талантливым композитором, активно использующим в своих музыкальных произведениях новаторские приемы, он же еще становится в 1900 году членом Московского философского общества. Именно философский подтекст свойственен многим, если не всем, работам автора...

11 января 2009 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    24 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail